На этой неделе столичные депутаты вплотную занялись жилищным законодательством.
Во вторник комиссия по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы рассмотрела законопроект «О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» и поправки к «Основам жилищной политики», принятым в первом чтении еще в апреле. А вчера первое чтение прошел проект
Градостроительного кодекса столицы.
Этот документ,
одобренный правительством Москвы еще в сентябре, призван заменить около десяти ныне действующих законов, регулирующих
порядок возведения зданий в столице. «Процесс кодификации всего массива законодательства мы начали еще в 2005 году -- убрали повторы, противоречия, отжившие нормы, добавили нормы из федерального кодекса», -- рассказал «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, представляя законопроект на суд депутатов, отметил, что одним из главных достоинств кодекса стало юридически закрепленное запрещение точечной застройки. Исключения могут быть сделаны лишь для «социалки»: школ, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов, социальных магазинов и домов, возводимых по муниципальному заказу. «Мы объясняем москвичам: «Ваши земляки, которые живут в домах с проваливающимися полами, тоже имеют право жить в том же районе, где жили. Мы не собираемся их выселять на окраину Бутова», -- поясняет позицию законодателей депутат-единоросс Москвин-Тарханов. -- Но точечное строительство коммерческого жилья, офисных зданий и крупных торговых центров ни в коем случае допускаться не будет».
В целом, по словам разработчиков законопроекта, 76 статей кодекса содержат нормы, которые определяют «основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности и объекты этой деятельности», а также региональные нормативы градостроительного проектирования, состав генерального плана Москвы и порядок его разработки. Г-н Кузьмин, возглавляющий столичный комитет по архитектуре и градостроительству, пояснил, что новый генплан, в отличие от прежнего, будет сугубо градостроительным документом, а социально-экономическая составляющая перейдет в «соответствующие городские программы». Для реализации положений кодекса депутатам предстоит утвердить еще несколько документов -- собственно сам генплан, а также «Региональные нормативы градостроительного проектирования» и «Правила землепользования и застройки». «Правила», впервые появляющиеся в столичном законодательстве, по словам г-на Кузьмина, станут основным документом, регулирующим использование земельных участков и объектов капитального строительства. Этот документ будет содержать карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, ограничения в их использовании и другие. Отдельная глава кодекса посвящена особенностям градостроительной деятельности на исторических территориях и в природных зонах, защищенных особым статусом.
«Документ имеет большие преимущества в сравнении с федеральным кодексом, поскольку развивает его применительно к мегаполису, -- резюмирует г-н Москвин-Тарханов. -- Сохранены программы размещения важных социальных и градостроительных объектов в Москве, в то время как федеральное законодательство не предусматривает территориальных схем размещения больниц, гостиниц, торговых центров, школ, детских садов». «Историко-культурная» и «природоохранная» главы -- это также московская новация. По словам Москвина-Тарханова, кодекс содержит положения, позволяющие «исключить градостроительные ошибки». «Очень важная вещь -- порядок работы с гражданами, их оповещения, обсуждение с ними генплана, территориальных планов развития и конкретных градостроительных решений, создание конфликтных и межведомственных комиссий», -- перечисляет депутат.
В отличие от коллег-единороссов лидер оппозиционной фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин считает, что новый кодекс отнюдь не улучшает права москвичей. «Это ликвидация всех законодательных гарантий защиты интересов граждан, которые существуют сейчас в московском законодательстве. Прав простых горожан при реализации градостроительных планов становится меньше, а возможностей инвесторов и связанных с ними чиновников -- больше, -- подчеркнул депутат Мосгордумы в беседе с корреспондентом «Времени новостей». По мнению г-на Митрохина, никакого запрета на точечную застройку кодекс не содержит. Напротив, те нормы действующего законодательства, которые сейчас отменяются, существенно ослабляют возможности граждан протестовать против такой застройки. «Например, сейчас законы требуют, чтобы все документы, дающие разрешения на строительство, находились непосредственно на стройплощадке и могли быть предъявлены по первому требованию гражданину, который имеет право проверить законность строительства, -- напомнил депутат. -- За неделю до начала стройки должен быть вывешен информационный щит -- эта норма обеспечивает четкое информирование граждан о конкретном объекте строительства. Проект кодекса все эти права ликвидирует».
В кодексе действительно очень подробно прописана процедура слушаний, но, по мнению Митрохина, прописана она так, что от этих слушаний ничего не зависит. Резюме по итогам слушаний выносит некая комиссия, которая состоит из чиновников префектуры.
«Сегодня существует закон об обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности в период строительства, -- продолжает перечислять Митрохин. -- Он гарантирует право граждан на возмещение ущерба, нанесенного при строительстве, права собственников, в том числе и многоквартирных домов, в случае, если строительство затрагивает их дом. В новом проекте этого нет. Сейчас в Москве действует закон №50 -- о порядке выдачи разрешений на строительство, где очень подробно прописывается процедура их выдачи и доступа граждан к принимаемым решениям». По словам лидера «яблочной» фракции, сейчас этот довольно объемный закон заменяется на одну статью в Градостроительном кодексе, где все это прописано крайне абстрактно и расплывчато. «Если человек захочет отстоять свои права при строительстве, ему не за что будет зацепиться», -- констатирует Митрохин.