Правительство активизировало свою деятельность относительно разработки плана приватизации на следующий год. Как известно, весной Минэкономразвития решило включить в него 100% акций «Технопромэкспорта» -- энергомашиностроительной компании, строящей электростанции «под ключ» за рубежом и в России. Тогда глава предприятия
Сергей Моложавый говорил «Времени новостей», что речь идет об IPO, которое было бы неплохо провести в связи с ростом капитализации компании. Однако вчера источник Интерфакса в одном из ведомств сообщил, что вопрос об IPO больше не рассматривается. Г-н Моложавый на это сообщил, что размещение вполне возможно, но только не в 2008 году, а через год--два.
Почти два года назад г-н Моложавый говорил «Времени новостей», что, по его мнению, в принципе продавать госпакет «Технопромэкспорта» целесообразно. Однако он уточнял, что лучше это сделать в 2009 году, когда будет реализована стратегия компании по повышению капитализации примерно до 1,5 млрд долл. На начало 2006 года стоимость компании он оценивал в 700 млн долл. «Поэтому логично было бы не торопиться и позволить реализовать эту стратегию, а потом можно и IPO провести, -- предполагал г-н Моложавый. -- Уже будет видно: успешно оно получается для госкомпаний или не очень».
Однако в этом году ситуация поменялась. Г-н Моложавый стал готовиться к IPO, и весной правительство решило включить «Технопромэкспорт» в план приватизации. Чуть позже, когда этот вопрос дорабатывался, стало известно, что средства от размещения (фигурировала цифра 300 млн долл.) планируется вложить в достройку Крапивинской ГЭС (находится в федеральной собственности) в Кемеровской области (строительство было начато в 1977 году и приостановлено в 1989-м) мощностью 300 МВт.
Тем не менее, как утверждает источник Интерфакса, пока шло обсуждение и изучение проекта достройки, стало понятно, что он неокупаем. «Мы пока притормозили с размышлениями об IPO, потому что мы не подтянем по срокам проект по Крапивинской ГЭС, он имеет очень длительный срок окупаемости -- о том, чтобы вытащить этот проект, можно думать только вместе с РАО «ЕЭС России», -- сказал чиновник. Г-н Моложавый согласен с тем, что использовать средства от потенциального IPO на достройку Крапивинской ГЭС нецелесообразно. «Решение же о направлении средств на другие объекты пока не принято, -- говорит он. -- Поэтому тема об IPO в 2008 году уже становится неактуальной».
Но при этом чиновник, на которого ссылается Интерфакс, утверждает, что рассматривается вопрос о продаже в следующем году 100% акций «Технопромэкспорта» единым лотом на аукционе, и лично он склоняется как раз к такому сценарию. Г-н Моложавый, в свою очередь, считает продажу на аукционе неэффективным решением: «Я бы сказал, мало реально продать 100% акций за реальную цену. Компания по-прежнему стоит около 700--800 млн долл. Нас тянет назад проект в Индии (эта страна не признает преобразование «Технопромэкспорта» из ФГУП в ОАО, а потому отказывается компенсировать убытки в 35 млн долл. при строительстве электростанции «Бар», в результате чего строительство было остановлено. --
Ред.), а те планы, которые анонсировал Анатолий Чубайс (масштабное строительство электростанций по всей стране. --
Ред.), пока остаются планами, и до реальных проектов не дошло. Но уже через год наша электростанция в московском «Сити» начнет давать прибыль, соответственно, это увеличит нашу стоимость. Еще, я думаю, мы возьмем два--три крупных проекта в России с высокой прибыльностью. Да и в целом стоимость таких компаний, как «Технопромэкспорт», растет, потому что сейчас на рынке существует дефицит строителей «под ключ».
Кроме того, по его мнению, «приватизация сейчас не рассматривается как один из основных способов преобразований экономики, упор делается на создание крупных локомотивов отечественной промышленности, и почему бы «Технопромэкспорту» не войти в состав этих локомотивов». Очевидно, если компания будет включена в одну из госкорпораций, то тема о ее приватизации в ближайшие годы будет закрыта. А вот проведение IPO вполне возможно. Тем более что Владимир Путин вчера объявил о необходимости привлекать частный капитал в госкорпорации, но только после того, как они станут конкурентоспособными в мире.