|
|
N°228, 12 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент без "звездочек"
Для переподчинения премьеру Путину силовых министерств менять Конституцию не понадобится
Если схема, предложенная Дмитрием Медведевым, воплотится в жизнь, то Владимир Путин в новом качестве, безусловно, будет сильным премьер-министром, которому могут потребоваться расширенные полномочия. Впрочем, по мнению экспертов, для того, чтобы на деле повысить роль главы правительства, серьезно менять законодательство не придется. «Многое в данном случае определяется политической практикой», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Политолог напомнил, что Конституция и сейчас предоставляет председателю правительства право вносить кандидатуры всех министров. Но практика такова, что внесение премьером кандидатур силовиков -- глав Минобороны, МВД, МЧС всегда было лишь формальным актом, так как кандидатуры министров, подчиняющихся не премьеру, а президенту, определял глава государства.
По мнению г-на Макаркина, в новой конфигурации глава правительства лишь наполнит реальным содержанием формальное право, гарантированное Основным законом. «Что касается возможных законодательных изменений, то речь может идти об этих «министерствах со звездочкой», которые сейчас подчиняются непосредственно президенту, -- полагает эксперт. -- Возможно, будут внесены какие-то положения, повышающие влияние премьер-министра на силовые министерства, причем это может быть позиционировано как создание объединенного правительства».
С просьбой прокомментировать это предположение корреспондент "Времени новостей" Михаил МОШКИН обратился к председателю комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрию ШАРАНДИНУ.
-- Есть ли вероятность, что полномочия главы правительства будут расширены, и не понадобится ли для этого менять Конституцию?
-- Изменения Конституции определенно не потребуется. Сразу замечу, что политического смысла в таких изменениях я не вижу -- рассмотрение подобных вариантов является не более чем игрой ума экспертов. Политическая целесообразность передачи управления будет определяться основными политическими игроками. Но сейчас на эту тему говорить абсолютно бесполезно. С точки зрения политического влияния для Владимира Путина это ничего не добавит и ничего не убавит. Он как был реальным политическим лидером страны, так и останется.
-- Если абстрагироваться от политической подоплеки, каков юридический механизм внесения изменений в законодательство о правительстве?
-- Полномочия правительства установлены Конституцией и федеральным конституционным законом «О правительстве РФ». Именно этот закон устанавливает, что силовые структуры находятся в подчинении президента. Изменение федерального конституционного закона, в соответствии с которым стала бы возможной передача управления силовыми структурами премьер-министру, потребует лишь внесения поправок в этот закон.
-- Внесение изменений в «непростой» закон достаточно сложная процедура. Сколько голосов депутатов потребуется для того, чтобы поправки были утверждены?
-- С точки зрения Основного закона и с точки зрения юридической техники, это все укладывается в ст. 108 Конституции. Принятие федерального конституционного закона требует, чтобы он получил одобрение трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов депутатов Государственной думы. Если эти условия соблюдены, статья о том, что силовые ведомства -- Министерство внутренних дел, обороны, Федеральная служба безопасности и т.д. -- подчиняются президенту, становится статьей о том, что эти структуры находятся в подчинении правительства, куда формально и входят.
|