Действующий президент Владимир Путин, как показал вчерашний день, был полностью готов к предложению будущего президента Дмитрия Медведева
возглавить правительство после выборов в марте 2008 года. Не прошло и часа после того, как г-н Медведев объявил о своих будущих кадровых предпочтениях, как Владимир Путин выступил с программными заявлениями. Из которого следовало, что у него уже есть цельная экономическая программа и ясное понимание того, в каком направлении нужно работать кабинету министров. Причем, что несколько неожиданно, взгляды Путина-премьера местами отличаются от взглядов Путина-президента.
«Мы не собираемся создавать госкапитализм, это не наш выбор, не наш путь», -- изложил он свое экономическое кредо на встрече с членами президиума правления Торгово-промышленной палаты (ТПП). Хотя до этого момента у сторонних наблюдателей складывалось обратное впечатление.
На данном этапе создание госкорпораций в некоторых важных сферах экономики оправдано, без поддержки государства нам их не восстановить, поскольку сам бизнес туда идет пока неохотно, объяснил Владимир Путин. Но в будущем, когда эти компании встанут на ноги, участие в них бизнеса может и должно стать доминирующим. Президент подчеркнул: «Мы будем внимательно следить за тем, чтобы создаваемые госкорпорации не подавляли другой бизнес». Более того, возможно, что частный бизнес даже позовут принять участие. «Не исключаю, что мы будем привлекать туда бизнес, может быть, даже в ключевых, контрольных пропорциях. Я не исключаю даже, что мы так и будем делать», -- заявил российский президент.
Он подчеркнул, что если деятельность госкорпораций приведет к монополизации тех или иных экономических отраслей, то правительство будет принимать соответствующие меры. «По мере обновления в этих отраслях после того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках, мы должны на абсолютно прозрачных, рыночных, понятных обществу (не экспертному сообществу, а рядовым гражданам) условиях сделать так, чтобы госкорпорации работали в рынке», -- заявил Владимир Путин.
Следующим пунктом в премьерском плане Путина значится повышение прогнозных макроэкономических показателей. «Впечатление создается, что иногда экономический блок правительства сознательно занижает прогноз, но делает это в преддверии будущих дебатов в Госдуме, -- отметил г-н Путин. -- Трюк известный. Иногда правительство занимает сдержанную позицию, чтобы в будущем его не обвиняли в излишнем оптимизме». Новое правительство, видимо, подобной робостью в своих макроэкономических прогнозах отличаться не будет.
Кроме того, "премьер" Владимир Путин хочет уменьшить зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Он заявил, что не допустит попадания планов правительства в зависимость от нефтегазовых доходов. «Несмотря ни на какие динамики на международном рынке, мы не можем допустить, чтобы обкрадывалось население, чтобы внешние факторы влияли на реализацию экономических и социальных планов внутри страны», -- сказал г-н Путин. Он напомнил о том, что правительство берет на себя обязательство по повышению пенсий и зарплат, и подчеркнул, что государство «не сможет взять эти решения назад даже в том случае, если произойдет падение цен на энергоресурсы на мировых рынках». «Мы должны иметь возможность откуда-то взять эти ресурсы, чтобы удерживать заданную социальную планку. Нам придется либо из своих запасов брать, либо в долги залезать. Конечно, лучше взять эти деньги из запасов», -- подчеркнул президент.
Отдельно он озаботился судьбой научных работников, находившихся в забвении последние два десятилетия. «Ученые должны иметь возможность зарабатывать здесь, в стране. Они должны быть уверены, что им будут платить здесь, платить и платить много. Здесь не нужно жадничать», -- сказал г-н Путин.
Представители бизнеса отнеслись к программному выступлению будущего премьер-министра с большим воодушевлением. «Все, а я выступаю от имени бизнесменов, считают оптимальным курс, которым пошла Россия при вашем президентстве», -- обратился к Владимиру Путину глава ТПП Евгений Примаков, также успевший поработать премьер-министром России. «Это не значит, что мы не видим стратегических недостатков, но это тот курс, который мы будем защищать», -- заявил он, и смело указал на главных врагов «оптимального курса». «Здесь есть две опасности: это младолибералы, сращивающиеся с олигархами, которые хотели бы развернуть страну в сторону 90-х годов, и второе -- сращивание государственного аппарата с бизнесом, который хотел бы построить административно-рыночное общество».
Бизнес, который не представлен Евгением Примаковым, также рад предстоящим кадровым перестановкам. «Я сильно надеюсь на то, что это будет самое эффективное российское правительство», -- заявил Интерфаксу президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Новый кабинет министров станет более самостоятельным органом, который будет принимать окончательные решения по предметам своего ведения. «До сих пор этого не происходило по той причине, что реальным центром принятия решений, даже по вопросам, которые входят в компетенцию правительства, являлась либо администрация президента, либо лично президент», -- пояснил он. Хотя такую систему именно президент и создал.
«Пострадавших» по итогам дня оказалось лишь двое. Досталось главе РЖД Владимиру Якунину, который еще несколько дней назад, как считалось, ходил в возможных преемниках. «Нужно внимательно следить за деятельностью этих корпораций», -- подчеркнул Владимир Путин, напомнив о компании РЖД. «Они говорили: будем работать на равных со всеми. А паровозов и электровозов другим не дают. И где это равенство?», -- привел он пример. Что касается нынешнего премьера Виктора Зубкова, то, несмотря на лестные характеристики, которые регулярно дает ему президент, ясно: если г-н Путин согласится с предложением г-на Медведева, то г-ну Зубкову придется подыскивать себе новое место работы. Впрочем, если и не согласится, то, скорее всего, тоже.