|
|
N°228, 12 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Не все, кто к нам приезжает, шпионы"
Российский национальный Центр по уменьшению ядерной опасности контролирует исполнение международных военных договоров
Соглашение между СССР и США об учреждении в Москве и Вашингтоне двух национальных центров по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) было подписано 15 сентября 1987 года. В нем указано, что центры действуют от имени и под контролем своих правительств. Это соглашение действует и поныне. 14 декабря того же 1987 года центры начали работу. Сегодня НЦУЯО имеет статус самостоятельного управления Министерства обороны и подчинен непосредственно начальнику Главного управления международного военного сотрудничества.
Поначалу вновь созданные структуры обменивались в основном уведомлениями о пусках баллистических ракет, но по мере заключения более глубоких и масштабных договоренностей в области контроля над вооружениями перечень задач расширялся. «Настоящая, масштабная работа, -- говорит назначенный месяц назад руководителем центра полковник Сергей Худоклинов, -- началась после подписания между СССР и США Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)». В отличие от других международных договоренностей РСМД предусматривал беспрецедентный механизм контроля.
В режиме круглосуточного дежурства национальный центр начал работать с 24 февраля 1988 года. Работа продолжается и сегодня. 1 апреля 1988 года заработала прямая линия спутниковой связи между двумя национальными центрами. Российский центр подключен к сети связи ОБСЕ, у него есть собственная информационно-аналитическая система, 16 пунктов удаленного доступа в войсках, в опытной эксплуатации находится сеть связи с Китаем.
Главная задача НЦУЯО -- организация работы по выполнению соглашений в области сокращения вооружений. И не только ядерных, как значится в его названии. В перечне таких договоров больше полутора десятков. Из них полковник Худоклинов выделил наиболее серьезные. Это Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), так называемый «Венский документ» об укреплении мер доверия в Европе, Договор об «открытом небе», Соглашение в области укрепления мер доверия и сокращения вооруженных сил и вооружений в районе границы с Китаем. Имеются в виду два соглашения: Шанхайское 1996 года -- об укреплении мер доверия в 100-километровой зоне вдоль российско-китайской границы и Московское 1997 года -- о сокращении и ограничении вооружений и вооруженных сил в этой же зоне (восточный аналог ДОВСЕ). Любопытно, что второй стороной договора с Китаем является не одна Россия, но также Киргизия, Казахстан и Таджикистан.
Уведомления от партнеров, получаемые центром, носят характер правительственных сообщений. За год их получают и направляют партнерам порядка 4,5 тыс. -- общение идет более чем с 50 странами. Почти во всех государствах -- участниках различных договоров созданы верификационные органы. Основной язык общения -- английский. НЦУЯО проводит инспекции и наблюдательные полеты, принимает и сопровождает иностранные инспекционные группы.
В этом году центр провел 159 инспекций, а принял 160. Баланс соблюден. Если конкретно по договорам, то на СНВ пришлось 29 инспекций, на ДОВСЕ -- 60, на «Венский документ» -- 29, «Открытое небо» -- 46 наблюдательных полетов, на соглашение с Китаем -- четыре инспекции. По ДОВСЕ квоты инспекций обе стороны выбрали полностью, а вот по «Венскому документу» партнеры отработали по полной программе, а россияне -- лишь на треть. После эмбарго России на ДОВСЕ возможности инспекций по «Венскому документу», вероятно, будут расширены. А договор по «Открытому небу» и вовсе бессрочный, по нему партнеры пока делают больше инспекционных полетов, чем россияне.
Состав и численность инспекционных групп строго регламентированы -- не более разрешенного числа: ДОВСЕ -- девять инспекторов, СНВ -- десять, «Венский документ» -- три-четыре, в зависимости от характера инспекций. В видах вооруженных сил и родах войск есть центры обеспечения реализации договоров, в военных округах и на флотах, в армиях и дивизиях -- отделы и отделения, на базе которых и трудятся международные инспекторы. Приезжают они в статусе дипломатических агентов. На вопрос «Времени новостей», не занимаются ли агенты разведывательной деятельностью, начальник центра ответил, что «за руку никого не хватали», но понятно, что «любой контроль в войсках -- это легальная разведка». Однако это не значит, уточнил г-н Худоклинов, что все, кто к нам приезжает, шпионы и что мы отправляем за рубеж только шпионов.
Центр передает и получает большое количество информации. Полковник продемонстрировал объемистые тома, каждый из которых соответствует определенному соглашению. Один из таких томов -- по ДОВСЕ, на который Россией с завтрашнего дня, 12 декабря, наложен мораторий, -- в этом году российская сторона партнерам передавать не будет. Результаты аналитической работы центра по различным соглашениям докладываются министру обороны, по стратегическим договоренностям -- правительству, в отдельных случаях направляются президенту.
Специалистов в области контроля над вооружением нигде никогда специально не готовят, приходится обходиться собственными силами. Дело это серьезное, поскольку от квалификации офицера центра зависит успешность отстаивания интересов России. А полемика в процессе инспекций бывает нередко. Поэтому к самостоятельной работе допускаются лишь офицеры, прослужившие в центре не менее трех лет, а до того имевшие серьезный войсковой опыт. Тем не менее некоторые из них рискуют остаться без работы. Дело в том, что в 2009 году заканчивается срок действия Договора СНВ-1 (по всем признакам американская администрация не настроена его пролонгировать), приостановлено и участие России в ДОВСЕ.
«На наш век верификационной работы хватит, -- устало констатирует полковник Худоклинов, -- это я вам гарантирую». С 2005 года идет интенсивная экспертная работа по выработке подходов к будущим договоренностям в сфере стратегических наступательных вооружений. При наличии политической воли их заключение вполне возможно. И есть другие очень серьезные договоренности, срок действия которых велик.
Николай ПОРОСКОВ