|
|
N°228, 12 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Клоков: Тренер и спортсмен не должны быть деспотами друг к другу
В венгерском Дебрецене с 13 по 16 декабря пройдет чемпионат Европы по плаванию на короткой воде (в 25-метровом бассейне). Учитывая плотный соревновательный график олимпийского сезона, многие ведущие спортсмены пропустят предстоящий турнир. О подготовке российских пловцов в этом сезоне, о проблемах сборной корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказал главный тренер российской сборной по плаванию Александр КЛОКОВ.
-- Александр Валентинович, после этапа Кубка мира на короткой воде в Москве некоторые наши пловцы Аркадий Вятчанин, Николай Скворцов, Юрий Прилуков говорили о том, что, скорее всего, не будут выступать в Дебрецене.
-- Как тренер, я могу понять спортсменов и тренеров, которые в олимпийский сезон лишний раз боятся стартовать. В случае неудачного выступления это добавит негатива, который не хотелось бы накапливать. Сложно выработать и план подготовки, чтобы пик формы не пропустить. На мой взгляд, календарь соревнований, утвержденный Международной федерацией плавания и Европейской федерацией плавания, удачным не назовешь. В январе следующего года в Пекине пройдут тестовые олимпийские соревнования. В марте в голландском городе Эйндховене состоится чемпионат Европы на длинной воде, где можно будет бороться за недостающие олимпийские лицензии. В апреле в Манчестере пройдет мировое первенство на короткой воде. Два последних старта запланированы с разницей в 20 дней, так что решение спортсменов выборочно подойти к предстоящим стартам вполне обоснованно.
-- Раз вы обмолвились об олимпийских лицензиях, то сколькими располагает наша сборная?
-- На данный момент у нас 24 лицензии. В отличие от других видов спорта в плавании они именные. То есть тот спортсмен, кто выполнил норматив «А», заработал олимпийскую лицензию, и будет выступать на Олимпийских играх в Пекине. Часть лицензий была завоевана нами на чемпионате мира по водным видам спорта в Мельбурне. Этот турнир фактически стал точкой отсчета для завоевания олимпийских путевок. Закончится этот период 15 июня. После этой даты, в каких бы международных турнирах пловцы ни участвовали, какие бы результаты ни показывали, завоевать олимпийские лицензии будет уже нельзя.
-- Как практически в нашей сборной будет проходить олимпийский отбор?
-- Важнейшими внутренними стартами для наших спортсменов станут зимний чемпионат страны, который пройдет в Санкт-Петербурге с 17 по 22 февраля. После него определится состав российской сборной, которая выступит на чемпионате Европы в Эйндховене с 13 по 24 марта. Но самым главным турниром будет являться открытый чемпионат России, запланированный на 2--9 июня. По итогам будет озвучен пофамильный состав олимпийской сборной России.
-- Где будут готовиться наши пловцы перед Олимпиадой?
-- До летнего чемпионата России мы будем возить на сборы полуторный состав пловцов. После, когда определимся с участниками олимпийской команды, ребята съездят домой, соберутся с мыслями, поцелуют родную землю и отправятся на сбор в среднегорье либо в Испанию, либо во Францию. Сейчас рассматривается и другой вариант. Наша молодежная команда опробовала Цахкадзор. Если там условия нормальные, нет проблем с залом и с водой, то, возможно, поедем в Армению. После этого вернемся в Москву на пару недель, и на Олимпиаду будем уезжать с подмосковной базы «Озеро Круглое» двумя заездами. Тем, кому необходима большая адаптация, вылетят раньше. Кто-то -- за два дня до старта. Олимпиада открывается 8 августа, а мы стартуем на следующий день.
-- На этапе Кубка мира в Москве Николай Скворцов жаловался, что его не всегда приглашают на сборы команды, потому что он тренируется самостоятельно.
-- Это не совсем так. Чем выше уровень спортсмена, тем больше притязаний. Коля уже достаточно давно работает с Алексеем Бачиным. Да, у них были разногласия, но сейчас, насколько я знаю, все успокоилось. Я всегда считал, что тренер и спортсмен не должны быть деспотами друг к другу. Спортсмен чувствует свое тело, здоровье, мышцы, и на основании этих ощущений они с тренером должны или менять, или корректировать программу тренировок. У Коли никаких проблем нет. В Москве на Кубке мира он подошел ко мне, спросил: «Вы меня возьмете на «Круглое»?» Я ответил: «Успокойся, ты первый номер». О чем нам спорить-то? Спортсмен хочет выиграть медаль. Тренер хочет его подготовить. Федерация хочет, чтобы было больше медалей. Я не вижу в этом противоречий.
Я работал во многих странах мира на протяжении 11 лет. Потом пригласили сюда, в Россию, восстановить команду. Но, правда, после этого сразу же стали ругать. Но это нормально -- таков наш менталитет. Как говорил мой папа, работу можно сделать быстро, но плохо. О том, что сделал быстро, все в скором времени забудут. А о том, что сделал плохо, будут помнить долго. В своей деятельности я придерживаюсь этого принципа. Когда я первый раз пришел в команду, то сказал: «Ребята, ни вы мне ничего не должны, ни я вам. Мы с вами просто компаньоны. Это наш бизнес. Вы зарабатываете плаванием, я зарабатываю тем, что помогаю вам плавать. Но мы должны работать в связке, если хотим чего-то добиться».
-- Из разговора со Скворцовым было понятно, что он хотел бы готовиться к Олимпиаде в бассейне ЦСКА. На правах армейского спортсмена тренироваться там он может бесплатно. Единственная проблема -- оплата проживания.
-- Насчет ЦСКА я слышу в первый раз. До этого Коля готовился в Пензе. В своем Обнинске он плавать не хочет, потому что там нестандартный бассейн.
Но вообще-то, если рассуждать на эту тему, то когда я отдыхал в Майами, мне там все очень понравилось. Развлечься можно и поплавать. Но я также был на сборах американских пловцов. Работал в летних лагерях, куда съезжаются тренеры и спортсмены со всего мира. И могу рассказать об условиях проживания пловцов: по шесть-восемь человек в одной комнате, туалет в конце коридора. Да, еды навалом, ласты, плавки валяются на бортиках. База находится в лесу. Единственный раз за все время спортсменов вывозят в «Диснейленд» или еще куда-то погулять. Все остальное время работать и работать. Не спорю, конечно, прекрасно иметь в своем номере телевизор или Интернет, смотреть последние фильмы и каждый день бегать на дискотеки. С чтением книг дела обстоят сложней. Но я хочу сказать, что если человек выбрал цель, к которой он стремится, то он должен знать путь, по которому идти. Если ты не знаешь ни пути, ни цели, то лучше оставаться дома.
-- А как дела у Романа Слуднова? В последнее время о нем вспоминают довольно редко, в силу того, что он живет и тренируется в США.
-- Роман выполнил олимпийский норматив. Он выступал на чемпионате мира в Мельбурне. На мой взгляд, выступил средне, физическая форма была не совсем хорошая. Но он отобрался в команду. А коли так: заслужил право, пусть едет. Мне без разницы, какого пола спортсмен, какого вероисповедания, старый или молодой, главное -- результат. Слуднов сейчас в США. Приезжал на летний чемпионат России. Правда, проплыл одну дистанцию, выиграл 50-метровку брассом и уехал, никому ничего не сказав, даже не попрощавшись. На мой взгляд, это не совсем корректно. Он же не в Англии живет, чтобы уходить по-английски. Да даже, если бы и в Англии тренировался, не нужно к такому привыкать. Надеюсь, что Рома приедет на зимний чемпионат страны в Питер.
-- Будет ли наша федерация настаивать на сокращении срока дисквалификации Анастасии Иваненко?
-- Первый год ее дисквалификации заканчивается в феврале. После этого можно попробовать обратиться с официальным письмом в ФИНА, чтобы Иваненко сократили срок дисквалификации, потому что тот препарат, который у нее обнаружили -- фуросемид, -- фактически не является допингом. Раньше такое нарушение ограничивалось тремя месяцами дисквалификации. Тем не менее фуросемид считают «маскирующий препаратом», и в связи с этим нафантазировать себе можно все, что угодно. Все это время Настя продолжала и продолжает тренироваться. Она не может только выступать. Но шанс, что ее допустят до Олимпиады, что она сможет еще выступить на летнем чемпионате страны, небольшой. Да и вернуться в строй после перерыва сложно. И все равно мы будем пробовать ей помочь. Мы никогда не бросаем спортсменов. Главное, чтобы они это понимали.
|