|
|
N°21, 06 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антитрамвайное движение
Водители считают, что их ограбил «Спектр»
Предзабастовочная ситуация сложилась в трамвайном управлении города Нижний Тагил. В связи с задержками заработной платы водители высказали свое недовольство руководству и даже провели 4 февраля часовую предупредительную забастовку. В этой истории не было бы ничего необычного, если бы «трамвайщики» одновременно не выступили против новых современных трамваев «Спектр» производства екатеринбургского оборонного предприятия «Уралтрансмаш». Водители уверены, что именно эти машины, которые были закуплены Нижним Тагилом в количестве восьми штук, «съели» их зарплату и не оставили предприятию никаких перспектив для развития. Несмотря на то что водителям был представлен график погашения задолженности по зарплате и вчера начались первые выплаты, проблема «Спектра» так и осталась нерешенной.
Производство трамваев «Спектр» является одним из самых амбициозных проектов губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Именно он убедил в свое время генерального директора «Уралтрансмаша» Александра Шаркова заняться разработкой и серийным изготовлением общественного транспорта. Начали с трамваев. Проект был оценен в 15 млн долларов со сроком окупаемости четыре года.
Не все шло гладко, много проблем возникало с поиском подрядчиков по производству электропакета, однако свердловские власти не жалели на «Спектр» бюджетных денег, которые проходили по статье «конверсионные программы», а затем губернатор лично презентовал «свой» трамвай на переговорах с мэрами Казани, Москвы и других крупных городов. Ожидалось, что в ближайшие годы «Спектр» заменит по России и в странах СНГ более 5 тысяч чешских трамваев, которые выработали срок своей эксплуатации. И все же основной упор был сделан на города Урала. «Спектр» активно рекламировали. Например, полпред президента в УрФО Петр Латышев, только прибыв в Екатеринбург, первым делом покатался на новеньком уральском трамвае.
В итоге сразу несколько «Спектров» было закуплено муниципальными властями Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Последний город потратил на это почти 50 млн рублей. Внешне уральский трамвай действительно выглядит симпатичнее своих чешских собратьев. Он снабжен установками для подъема инвалидных колясок, салон более просторный и светлый. Однако в трамвайных депо «Спектр» невзлюбили с самого начала. Когда же в декабре прошлого года один из новеньких трамваев, проходя обкатку, заполыхал прямо в центре Нижнего Тагила, нанеся трамвайному управлению ущерб в 5 млн 600 тыс. рублей (по словам пожарных, причиной возгорания стало короткое замыкание электропроводки в кабине водителя, салон площадью 20 кв. метров выгорел полностью), терпение «трамвайщиков» лопнуло и они заявили протест руководству предприятия.
Проблему связали с зарплатой, которая в течение года ни разу не повышалась и составляла 2,5 тыс. рублей, в то время как на «Спектр» уходили десятки миллионов, а отдачи от него не было никакой: как говорят рабочие, «полдня работает, два дня стоит на ремонте». Когда же выяснилось, что в нынешнем году в Нижний Тагил должно поступить еще десять «Спектров», была объявлена предзабастовочная ситуация. «Уж лучше бы мы перешли на усть-катавские трамваи, которые дешевле на треть, а ломаются не чаще «Спектров», -- заявили водители.
Руководство трамвайного управления сообщило, что предложение забастовочного комитета о прекращении закупок дорогостоящих «Спектров» «принято к сведению» и сейчас обсуждается. Тем временем мэрия Нижнего Тагила пообещала сократить число пассажиров-льготников и количество маршрутных такси, работающих по основным трамвайным маршрутам.
Между тем на заводе «Уралтрансмаш» отказываться от проекта «Спектр» не намерены. Главный технолог предприятия Александр Булдаков итоги первого года серийного выпуска трамваев оценивает высоко: «Поломок практически не было, за исключением случаев нарушения эксплуатации». На «Уралтрансмаше» утверждают, что при грамотном использовании «Спектр» обходится дешевле, чем чешские и прочие трамваи старой конструкции, поскольку для них требуется на треть меньше электроэнергии.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург