|
|
N°21, 06 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На годы вперед
«Русал» запасся глиноземом
Компания «Русский алюминий» придумала, как справиться с дефицитом сырья для производства металла. Рецепт оказался прост. В прошлом году она заключила долгосрочные контракты на покупку глинозема. Благодаря этим сделкам доля закупки «Русалом» сырья на открытом рынке снизится с 50 до 8,5% от потребности в нем алюминиевого производства.
«Русский алюминий» является первой в России и второй в мире компанией по объемам выплавки алюминия. Предприятия холдинга произвели в прошлом году 2,245 млн тонн глинозема (рост на 12,9% по сравнению с 2000 годом), 2,459 млн тонн первичного алюминия (1,8%), 307 тыс. тонн проката (30,3%).
Как рассказал газете «Время новостей» первый заместитель гендиректора «Русала» Александр Булыгин, в течение прошлого года холдинг заключил ряд контрактов на поставку сырья общим объемом 2 млн тонн ежегодно. По словам г-на Булыгина, средний срок контрактов составляет 15 лет, они заключены с несколькими крупными компаниями. Однако их названий он раскрывать не стал. Известно лишь, что одним из поставщиков глинозема будет СУАЛ. Как сообщил газете «Время новостей» руководитель PR-департамента СУАЛа Алексей Гончаров, у его компании «Русал» будет закупать в течение «нескольких лет» 400 тыс. тонн сырья.
Таким образом, из общей потребности «Русского алюминия» в глиноземе, которая на нынешний год составит около 4,7 млн тонн, 2,3 млн тонн будет удовлетворено за счет собственного производства и 2 млн тонн -- путем поставок по долгосрочным контрактам. Итого, как с удовлетворением отмечает Александр Булыгин, в ближайшее время на спотовом рынке компания будет покупать не более 400 тыс. тонн глинозема. «Такие пропорции полностью соответствуют тем задачам, которые были поставлены год назад, когда компания приступила к контрактации, -- говорит г-н Булыгин. -- Если бы на рынке присутствовал всего один поставщик глинозема, то 400 тыс. тонн были бы большим объемом. Но на рынке существуют несколько независимых друг от друга поставщиков, поэтому 400 тыс. тонн для покупок на спотовом рынке -- вполне приемлемая цифра».
Наблюдатели положительно оценивают действия «Русала». Как говорит директор по информации и анализу некоммерческого партнерства «Алюминий» Галина Стельмакова, до недавних пор из российских предприятий, не имеющих собственных источников сырья, лишь Волгоградский алюминиевый завод мог похвастаться наличием «длинных» контрактов на поставку глинозема. Все остальные предприятия осуществляли закупки зарубежного сырья на спотовом рынке. Наличие «длинных» контрактов, как говорит Галина Стельмакова, позволит «Русалу» сгладить весьма существенные на продолжительном отрезке времени колебания цен на глинозем. А аналитик ИГ «Атон» Александр Агибалов отмечает, что, как правило, по подобным соглашениям цены ниже, чем на спотовом рынке.
Заключение «длинных» контрактов дает «Русалу» не только экономию на издержках. «Эти сделки, -- полагает г-жа Стельмакова, -- еще и свидетельство того, что «Русский алюминий» воспринимается как стабильная структура, с которой можно надолго планировать свои отношения».
Как заявляет Александр Булыгин, заключение долгосрочных контрактов отнюдь не свидетельствует о том, что «Русал» отказывается от идеи строительства или покупки дополнительного глиноземного производства. «Рынок алюминия растет в среднем со скоростью 2% в год. Иными словами, через 10 лет его объем увеличится на 20%, -- говорит г-н Булыгин. -- Мы хотим сохранить свою долю рынка. Таким образом, если мы не озаботимся покупкой или строительством соответствующих мощностей, то через 10 лет у нас будет дефицит глинозема не менее 1,4 млн тонн в год».
Стоит отметить, что проблема столь серьезного дисбаланса в производстве сырья и выплавке металла, которую вынужден решать «Русал», нетипична для крупнейших мировых вертикально интегрированных алюминиевых компаний. Мощности по добыче бокситов и производству глинозема большинства из них обеспечивают полную загрузку предприятий по выплавке алюминия, отмечает аналитик ИК «Ренессанс-Капитал» Владимир Титков. По словам г-жи Стельмаковой, на спотовом рынке сырье покупают в основном предприятия России и Китая. Однако более 80% мирового производства глинозема либо распределяется внутри вертикально интегрированных компаний, либо продается по долгосрочным контрактам. При этом г-н Титков говорит, что крупнейшие мировые компании делают ставку не на объемы выплавки первичного металла, а на увеличение доли его переработки в конечную продукцию, имеющую гораздо более высокую добавленную стоимость. Как явствует из отчета за 2000 год американской Alcoa -- мирового лидера алюминиевого рынка, при производстве 3,5 млн тонн первичного алюминия оборот компании составил 22,9 млрд долл. При этом собственно добыча сырья и выплавка металла дали около четверти от этой суммы.
У «Русала», говорит Владимир Титков, ситуация противоположная. На долю полуфабрикатов и конечной продукции приходится 18% выручки компании. Он отмечает, что средняя загрузка перерабатывающих мощностей «Русского алюминия» составляет около 40%, что дает возможность для роста производства. «Однако внутренний спрос растет медленно, доступ на внешние рынки, особенно в оборонный сектор и авиастроение, ограничен, -- говорит г-н Титков. -- Поэтому компания, безусловно, должна развивать переработку, однако реализовать эти планы удастся в долгосрочной перспективе. Пока структура продаж «Русала» отражает структуру экономики России в целом -- производство сырьевых товаров с достаточно низкой прибавочной стоимостью».
Дмитрий СИМАКОВ