Время новостей
     N°228, 12 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2007
Пиара меньше -- науки больше
В день рождения Эрмитаж познакомил с планами и отчитался о достижениях
В конце минувшей недели состоялась кульминация традиционных Дней Эрмитажа. Они проводятся с 3 по 9 декабря и приурочены ко дню рождения музея, празднующемуся в День святой Екатерины.

Ко дню рождения музей открыл несколько выставок. Главная из них: «Otium Ludens. Античные фрески Стабий». Город Стабии расположен на побережье Неаполитанского залива и знаменит тем же, чем знамениты соседние города Кампании, Помпеи и Геркуланум. Под пеплом Везувия сохранились уникальные виллы с настенными росписями, восхищающими той степенью пластической свободы, что недоступна радикалам искусства новейшего времени. Фрагменты росписей теперь радуют глаз в только что отреставрированных Залах Боспора Нового Эрмитажа. Залы проектировались знаменитым Лео фон Кленце в 1840--1852 годах и выполнены в «аутентичном» выставке помпеянском стиле.

Огромное впечатление производит и новая экспозиция Залов Кавказа, включающая раздел «Мощевая Балка. Памятник на Северокавказском шелковом пути». Показаны трофеи известного могильника, в котором были обнаружены крайне редкие в археологии находки из органических материалов: ткани, дерево, меха (причина сохранности -- сухая почва). Через горы Северо-Западного Кавказа проходил Великий шелковый путь, потому в могильнике отменное собрание разнообразных шелковых тканей. Другие части кавказского раздела тоже таят немало открытий чудных. Потрясающе современно воспринимается средневековое искусство Армении и Грузии. Вмонтированная в стену композиция из фрагментов древних резных архитектурных деталей вдруг точно срифмовалась с работой свеженького победителя премии Кандинского Анатолия Осмоловского «Хлеба».

Новая постоянная экспозиция открылась и на тему «Золотая Орда. История и культура». Дизайн новых древних разделов строг, академичен и не грешит замысловатыми оформительскими находками. В беседе с вашим обозревателем директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (на снимке) сказал, что потакать дизайнерским амбициям работники музея не хотят. Несколько лет назад была попытка ввести очень продвинутое оборудование в зал старого искусства: несколько световых режимов, вычурная сценография... Но парадокс, это оборудование очень быстро надоело и морально устарело. И вернули классический «незаметный» стиль. Однако, гуляя сегодня по Эрмитажу, понимаешь, что технологические проблемы экспонирования коллекций требуют более активного решения. Кавказ и Орда теперь получили хороший свет, хорошие витрины. А некоторые залы древних цивилизаций (Иран, Месопотамия) в буквальном смысле лежат в пыли. Витрины там допотопные. Этикетки просто стали трухой. И экспозиция напоминает краеведческий музей российской глубинки.

В рамках празднования Дней Эрмитажа были вручены гранты благотворительного фонда Владимира Потанина сотрудникам музея. Более ста работников получат по 40 тыс. руб. каждый. Поощрены хранители, библиографы, научные сотрудники, специалисты по работе с посетителями. По словам директора музея, научная деятельность сегодня для Эрмитажа приоритетна. В течение последних лет Эрмитаж укреплял позиции в имиджевой сфере. Открывались филиалы по миру. Объявлялись громкие проекты. Сегодня раскрутки хочется меньше -- науки больше. Потому в Лондоне, к примеру, экспозиционный центр сворачивается, преобразуется в научный. Потому, вероятно, закроется, выполнив свою просветительскую миссию, созданный при участии Музея Гуггенхайма филиал «Эрмитаж--Лас-Вегас». С империей Гуггенхайма Эрмитаж планирует открыть новый филиал -- в столице Литвы Вильнюсе. Культурный бэкграунд у этого города все же поинтересней, чем у Лас-Вегаса.

Мягкая корректировка курса с имиджа на науку порадовала представлением нескольких вышедших за последние годы томов каталога-резонне всех эрмитажных фондов. Прямо в своем кабинете Михаил Пиотровский по просьбе вашего обозревателя показал сигнальный экземпляр нового тома: написанный знаменитым историком Сергеем Андросовым каталог «Итальянская скульптура XIV--XVI веков». Планируется издавать по пять томов каталога в год.

Грантами потанинского фонда в этом году награждена и команда выставки «Эпоха Меровингов: Европа без границ». Это действительно крупнейший выставочный проект, над которым работали несколько стран. Он демонстрировался и в ГМИИ имени Пушкина (газета «Время новостей» рецензировала отличную выставку). Проект может считаться образцом того, как работать с трофейным искусством второй мировой. Прежде всего -- показывать, каталогизировать, вводить в контекст. На вопрос, почему такие выставки, в которых участвуют многие музеи России и мира, в Эрмитаже делаются редко, Михаил Борисович, ответил так: «Я не большой поклонник выставочных блокбастеров. Если научная подготовка недостаточна, количество экспонатов не спасет. Тем более бюджет наш делать большие сборные выставки часто не позволяет. Вообще в нашей выставочной политике считаю возможным говорить о четырех типах экспозиций. Первый -- «ротационные» выставки, круговращение наших собственных фондов. Второй тип: историко-культурные выставки с приоритетом темы истории России. Их любят посетители, и на них мы собираем экспонаты по максимуму из разных отечественных музеев. Третий тип: экспозиции нового искусства. Мы всерьез заняты проблемой расширения коллекции западного искусства XX--XXI веков. Создали проект «Эрмитаж 20/21». С его помощью будем интегрироваться в международное сообщество искусств. Сейчас в рамках проекта в залах Главного штаба открыта выставка из коллекции галереи Саачи «Америка сегодня». Наконец, четвертый тип выставок: одной картины. Они для гурманов в основном. Но не только».

Отдельный сюжет итогов года -- планы программы реставрации и реконструкции восточного крыла Главного штаба. Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством братьев Олега и Никиты Явейнов несколько лет назад выиграла тендер, проводимый Всемирным банком (банк выделил Эрмитажу кредит на реставрацию Генерального штаба). По словам Михаила Пиотровского, чтобы деньги не пропали, первая стадия проекта должна быть реализована к 2009 году. Проект трудный, предполагает создание анфилады в системе пяти внутренних дворов. Эта анфилада должна превратиться в сад с перспективой-аллеей (напоминание о начале Эрмитажа, о созданном в XVIII веке архитектором Фельтеном Малом Эрмитаже с висячим садом на кровле). В штабе будет экспонироваться искусство нового времени. Пропилеи анфилады могут превращаться в выставочные залы. К проекту братьев Явейн есть множество вопросов. Прежде всего -- несоразмерность модуля внутренней анфилады традиционной архитектуре штаба. Ведь размеры дверей анфилады будут соответствовать высоте пятиэтажного классицистического дома. Второе -- опасное сходство анфилады с верхним светом сквозь стеклянный свод с модными сегодня торговыми центрами формата «Атриум» на Курской в Москве. При встрече в интерьерах Главного штаба господа Явейн сомнения не рассеяли до конца. Но обещали найти таких подрядчиков, которые смогли бы предложить высокотехнологичное решение, устраняющее сходство с торговыми центрами. Тем более что бронзы и всякого другого модного железа почти не будет. Двери пропилеев сделают из дерева.

Больше всего обидно, что тендер господа Явейн выиграли у великого голландского архитектора Рема Кулхаса, который остался в проекте в качестве консультанта. Михаил Пиотровский рассказал о новой программе сотрудничества с Ремом Кулхасом. Она посвящена теме «новый музей» (как его делать внутри старого, без блокбастеров, новых зданий, руководствуясь решением важнейших социальных задач). Программа эстетического развития Эрмитажа в XXI веке включает четыре части: портрет и автопортрет Эрмитажа (социологическое исследование образа музея на материале истории всех залов Эрмитажа, их архитектурных особенностей); Эрмитаж и город (урбанистический образ музея, что можно, что нельзя делать на Дворцовой площади, к примеру); какой видится постоянная экспозиция; наконец, как делать временные выставки.

Видимо, Кулхас для Эрмитажа остается самым актуальным человеком. Именно сейчас обсуждение вопроса, что можно, а что нельзя делать рядом с Эрмитажем, жизненно необходимо. Аккурат ко дню рождения музея одна московская компания развернула на Дворцовой площади свою рекламную акцию: залила каток прямо вокруг Александрийского столпа. Вокруг катка понастроила всяких убогих павильонов: кафе, туалетов. И стала Дворцовая площадь выглядеть самым красивым местом города Криворожье. Михаил Пиотровский считает заливку катка вокруг колонны оскорблением русской истории. Ведь и арка Главного штаба, и Александрийский столп, и глядящие на него окна Александровского зала Зимнего дворца и Военной галереи Эрмитажа образуют военный мемориал. Трогать его -- преступление. Кстати, уже вчера петербургский инженер Александр Макаров обратился в Куйбышевский суд города с требованием снести каток на Дворцовой. По 44-й статье Конституции каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Московские предприниматели, которых покрывает Валентина Матвиенко, это право нарушают.

Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург