|
|
N°228, 12 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грядет изобилие
Объявлены номинанты «Золотой маски»
Фестиваль, который пройдет с 27 марта по 14 апреля 2008 года (хотя эти временные границы достаточно условны -- например, большая часть балетной программы будет представлена в феврале), станет самым масштабным за всю историю «Золотой маски». В Москве покажут 52 спектакля, и два жюри (драматическое, во главе которого встанет театровед Алексей Бартошевич, и музыкальное, под предводительством композитора Леонида Десятникова) должны будут принять решения по тридцати номинациям. На вчерашней пресс-конференции в «Шератон Палас отеле» генеральный директор «Маски» Мария Ревякина представила собравшимся журналистам номинантов национальной театральной премии.
Как никогда велика музыкальная афиша фестиваля -- эксперты постарались не забыть все интересное, что происходило в стране в прошлом сезоне. Только оперных спектаклей одиннадцать! Список выглядит так.
Большой театр -- «Борис Годунов», поставленный Александром Сокуровым, и «Евгений Онегин», сделанный Дмитрием Черняковым. (На выбор -- аккуратное обращение с почтенной стариной и дерзкая, взрывная интерпретация классики.) Мариинка представлена «Енуфой» (режиссер Василий Бархатов) и «Электрой» (режиссер Джонатан Кент). На равных с оперными монстрами выступает Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко: в конкурсе «Евгений Онегин», поставленный Александром Тителем, и «Пеллеас и Мелизанда» Оливье Пи. И, наконец, «Новая опера» поборется за победу «Любовного напитка» в версии Юрия Александрова.
Будет много спектаклей из провинции: экспертный совет высоко оценил две новосибирские премьеры -- «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер Генрих Барановский) и «Свадьбу Фигаро» (поставленную Татьяной Гюрбача, но она в частной номинации не выдвинута), казанскую «Любовь поэта» (придуманную Михаилом Панджавидзе) и саратовскую «Маргариту» (Дмитрий Исаичев, но его тоже нет в списке номинантов). Дирижеров меж тем выдвинуто лишь шесть -- Александр Ведерников (за «Онегина» в Большом), Эри Клас (за «Любовный напиток»), Юрий Кочнев (за «Маргариту»), Теодор Курентзис (и за «Леди Макбет», и за «Фигаро»), Марк Минковски (за «Пеллеаса и Мелизанду») и Виктор Соболев (за «Любовь поэта»).
Балетная афиша короче, но тоже не бедна. Большой театр в ней снова представлен и апелляциями к древности (реконструированный Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой «Корсар») и советской славе («Класс-концерт», воскрешенный Михаилом Мессерером, но номинации, в которой мог бы числиться человек, воссоздающий спектакль, в перечне «Маски» нет), и поражающими воображение новациями (Misericordes Кристофера Уилдона и «В комнате наверху» Твайлы Тарп). У Мариинского театра же лишь одна новинка, но какая: вылепленная Сергеем Вихаревым реставрация «Пробуждения Флоры», новенький, сотканный из воздуха Мариинского театра и записей гарвардского архива текст Мариуса Петипа. Пермь отчитывается о своей работе с классикой американской хореографии (вслед за Баланчиным пришел черед Джерома Роббинса -- «Времена года» и «Концерт»), а Новосибирск -- об усвоении стиля американской хореографии современной («Шепот в темноте» Эдварда Льянга). И, наконец, странную рифму в афише составляют две «Чайки» -- шедевр Джона Ноймайера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и очередной выпуск ревю Бориса Эйфмана, в котором на этот раз пляшут Треплев и Тригорин.
В «современном танце» -- пять спектаклей: «После вовлеченности. Часть вторая» Татьяны Багановой («Провинциальные танцы», Екатеринбург), «Песни Комитаса» (Танцевальная компания Натальи Каспаровой, Санкт-Петербург), «Безнадежные игры» (До-театр, Санкт-Петербург -- Ахен), «Кармен. Этюды» (спектакль, сделанный Аллой Сигаловой со студентами Школы-студии МХТ) и «То, что я никому не сказал» (постановка Итцика Галили, перенесенная в пермский «Балет Евгения Панфилова»). Номинация «Лучшая работа хореографа» для балета и танца общая, и в ней -- семь имен: Татьяна Баганова, Сергей Вихарев, Алексей Ратманский и Юрий Бурлака, Алла Сигалова, Кристофер Уилдон, Борис Эйфман.
В драме спектакли традиционно делятся на «большую» (пять названий) и «малую» (десять названий) форму. При этом экспертный совет был более последователен и спектакли без режиссеров не выдвигал. В «большой форме» рядом «Жизнь и судьба» Льва Додина (МДТ) и «Живой труп» Валерия Фокина (Александринка), «Король Лир» Юрия Бутусова («Сатирикон») и «Много шума из ничего» Константина Богомолова (Театр на Малой Бронной), а также «Пролетая над гнездом кукушки» в Башкирской драме, поставленный Айратом Абушахмановым. «Малая форма» также почти целиком заполнена Москвой и Петербургом. Столицу представляют «Игроки» Алексея Левинского (театр «ОКОЛО дома Станиславского»), «Июль» Виктора Рыжакова («Практика»), «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса (Театр-студия Табакова), «Самое важное» Евгения Каменьковича («Мастерская Петра Фоменко») и «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова в МХТ. Северную столицу -- «Иванов» Александра Баргмана и Анны Вартаньян в «Таком театре» и «Иваны» Андрея Могучего в Александринке. Еще один яркий петербургский человек, Лев Эренбург, сыграет за команду Магнитогорска -- о его «Грозе» в местном театре слухи доносятся совершенно восторженные. И разбавят всю эту взрывную смесь «Последние», сделанные Вячеславом Кокориным в нижегородском ТЮЗе, и «Сиротливый запад», поставленный Сергеем Федотовым в пермском театре «У моста».
Среди нововведений этой «Маски» -- появление отдельных номинаций для художников по свету, художников по костюмам и, что особенно важно, для композиторов. Театры стал заказывать и ставить новые сочинения -- и «Маска» наконец отразила этот новый исторический этап. Теперь важно, чтобы у нее на все хватило денег. Мария Ревякина говорила о том, как дорого обходится приглашение музыкальных театров в Москву (хор, оркестр и так далее), о возрастающих ценах на гостиницы, и надеялась на помощь как спонсоров (представитель Сбербанка заверил, что и после смены власти в его организации банк будет способствовать работе «Маски»), так и московских властей. Но, несмотря на озабоченность, ничего панического в ее голосе слышно не было. А значит, все произойдет в срок, и 14 апреля в Музыкальном театре «Маски» будут вручены лауреатам.
Анна ГОРДЕЕВА