|
|
N°227, 11 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недоступный магазин доступных цен
Власти северной столицы проигрывают конкурентную борьбу сетевым гипермаркетам для бедных
Третий по счету продуктовый магазин шаговой доступности был открыт на днях в Петербурге. В нем нет спиртного, а ассортимент составляют дешевые товары первой необходимости отечественного производства. Это очередной шаг городских властей в попытке вывести малообеспеченных людей из-под ига сетевых гипермаркетов.
Окраина Приморского района, где открылся новый магазин шаговой доступности, буквально наводнена огромными универмагами. Именно они диктуют обывателям, что и почем покупать. Поэтому год назад комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) разработал программу создания продуктовых магазинов социальной направленности. И начиная с весны они начали открываться. Пиар-кампания была громогласной. "70 новых торговых точек! Товары на четверть дешевле! Расположение -- в удобных для жителей спальных районов местах! Началась борьба с монополиями гипермаркетов!" Но результаты пока не слишком впечатляют.
Хотя планировалось открыть 70 таких торговых точек общей площадью порядка 10 тыс. кв. м, пока открылись только три магазина. А универмаги растут как на дрожжах. Только за первое полугодие сетевики освоили более 700 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Более того, из трех магазинов шаговой доступности только последний новый. Первые два появились в результате смены вывески на других мини-маркетах. При этом лишившиеся собственных названий магазины тоже не торговали спиртным и продавали дешевые товары.
Как рассказали корреспонденту "Времени новостей" в КЭРППиТ, открыть новые торговые места даже при покровительстве чиновников городской администрации оказалось не так просто. Ведь большинство потенциальных магазинов -- участки земли, на которых надо что-то построить. А это оформление земли, передача ее в аренду, подключение к городским коммуникациям. Приморский район, например, возводил свой павильон больше года. При этом помещение и оборудование были готовы еще три месяца назад, но энергетики слишком долго подключали павильон к системам подачи электроэнергии и водоснабжения. В итоге бюрократические процедуры затягивают процесс на годы. Сейчас в городскую администрацию подано порядка 250 заявок на создание магазинов шаговой доступности, 54 из них одобрены. Но когда торговые точки откроются, сказать невозможно.
По словам заместителя председателя КЭРППиТ Николая Архипова, работа продолжится, тем более что у предпринимателей есть стимул работать с магазинами шаговой доступности. Ведь им дают недвижимость в аренду на срок не менее десяти лет, освобождают от внесения первого увеличенного взноса за земельные участки и предоставляют субсидии в размере 50-процентной ставки арендной платы.
С точки зрения самих предпринимателей весь этот процесс кажется очень странным. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" председатель ассоциации малого и среднего бизнеса Петербурга Сергей Веснов, за последние три года в ходе борьбы за "благоустройство" остановок общественного транспорта и у станций метрополитена были закрыты порядка тысячи таких магазинов. Еще около ста прекратили свое существование в 2007 году из-за повышения арендной платы.
Несомненно, подобные торговые точки нужны. В тех трех, что открылись, постоянно толпится народ -- цены там на самом деле ниже общегородских и товары качественные. Только спрашивается, зачем надо было делать двойную работу -- закрывать сотни, а потом с неимоверным трудом открывать единицы? Такими темпами шагать до магазинов шаговой доступности петербуржцам придется еще очень долго.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург