|
|
N°226, 10 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бухгалтерская ценность Микеланджело
Набросок великого художника сохранился из-за записок на его обратной стороне
Ошибки и небрежность рабочих во время строительства, оказывается, могут быть весьма полезными. Правда, оценить их по достоинству если и удается, то только через столетия. Судя по всему, именно гнев и раздражение на бестолковых каменщиков заставили Микеланджело Буонарроти взяться за мел и набросать последний из своих чертежей ватиканского собора Святого Петра. Листок с эскизом, сделанным, как предполагается, рукой великого художника, лишь недавно был обнаружен в архивах Ватикана. Вчера, как сообщает ИТАР-ТАСС, его выставили на обозрение публики в одном из музеев папского государства, и на этой неделе эксперты должны окончательно установить авторство рисунка. Но ватиканская газета L'Osservatore Romano, первой опубликовавшая рисунок, утверждает, что сомнений практически не осталось -- по уверенности руки рисовавшего и некоторым характерным штрихам специалисты опознали Микеланджело.
История обнаружения эскиза также свидетельствует, скорее, о том, что выполнен он был самим художником, который, как известно, в 1546 году был назначен главным архитектором строившегося собора и практически до самой своей смерти в 1564-м по мере сил руководил работами. Предполагается, что чертеж был сделан непосредственно на стройплощадке весной 1563 года, когда Микеланджело было уже 88 лет. Эксперты полагают, что работа камнерезов, привлеченных для возведения храма, далеко не всегда устраивала мастера, и ему приходилось по многу раз объяснять, чего именно он хочет добиться от рабочих. На наброске, который, возможно, был одним из последних в жизни художника, изображен один из пилястров так называемого «барабана» купола собора Святого Петра. Увидеть сам купол в камне Микеланджело не успел -- его возводили уже после его смерти под руководством Джакомо делла Порта. Но свою часть старался делать на совесть (согласно легенде, он и деньги за возведение храма брать отказывался).
Большую часть своих рисунков и чертежей, в том числе и относящихся к собору Святого Петра, художник, как известно, уничтожил. И именно поэтому появление каждой новой работы вызывает приступ массового скептицизма у историков и экспертов по живописи. Однако «легенда» этого рисунка вполне достоверна -- он сохранился лишь потому, что помимо собственно чертежа содержал довольно важную информацию, необходимую для отчета о проделанных работах. Как сообщает Associated Press, на оборотной стороне листа имеются некоторые расчеты и список людей, из-за которых, как предполагается, были сорваны своевременные поставки травертина -- использовавшегося при возведении храма прочного камня -- на стройплощадку. То есть документ имел еще и некую финансовую ценность, из-за чего не вернулся к художнику и не был потерян камнетесами, а был аккуратно «подшит» в архивы специально созданной для возведения собора «Фабрики Святого Петра».
Именно поэтому, утверждает нынешний руководитель архива ватиканской «Фабрики» Мария Кристина Карло-Стелла, никто и не знал ранее о существовании наброска. Обнаружен же он был во время разбора архива, к которому были привлечены ученые из римской Библиотеки Hertziana и Боннского университета. В самом Ватикане видят в этом листочке не столько художественную ценность, сколько доказательство того, что Микеланджело буквально до последних дней руководил возведением собора Святого Петра и лично принимал важные для строительства решения.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ