|
|
N°226, 10 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По стрелке часовой
«Золотой компас» на московских экранах
Как многие, наверное, догадывались, помимо нашего с вами мира существует еще невероятное количество параллельных вселенных -- некоторые совсем не похожи на нашу, в других же существуют всего лишь небольшие, но очень значимые при внимательном рассмотрении отличия. Как раз в одной из последних и происходит действие «Золотого компаса» (он же -- «Северное сияние», он же -- первая из частей трилогии «Темные начала»). В свое время, совсем недавно, цикл книг-первоисточников Филипа Пуллмана, по которым и собираются делать все три фильма (на наших экранах первая часть), обвиняли в агностицизме, богоборчестве и пропаганде теологического скепсиса, причем поводов для этого у хулителей было куда больше, чем у несчастных фанатиков, пытавшихся приписать бесовство куда более стерильному во всех отношениях «Гарри Поттеру». Пуллман и вправду создал мир, в котором на редкость симпатичные, благородные и убедительные герои вступают в прямое противоборство с тем, что принято называть благодатью. Этот мир очень похож на наш, но только все же это история, если вспомнить старый анекдот, совершенно «другого глобуса». Там есть Оксфорд, но только основной предмет в нем -- метафизика. Там в каминах мерцает зеленый огонь, наука и религия пребывают в постоянном противоборстве, а по воздуху можно передвигаться на дирижаблях и воздушных кораблях. А самое главное -- души у живущих в этом мире людей находятся не внутри тела, а снаружи, в виде самых разнообразных животных -- от волка до лемура, которых называют деймонами. Деймон связан с хозяином таинственной связью: один без другого не может в принципе. Именно в этом мире девочка Лира Белаква (Дакота Блю Ричардс), племянница видного лорда Азриэля (Дэниэль Крейг), становится центральным персонажем в сложносочиненной интриге: ей предстоит выполнить важнейшую миссию по спасению то и дело пропадающих детей от ордена жертвенных, которые проводят жестокие эксперименты по отделению детских деймонов от своих юных хозяев -- штука эта в рамках существующей на экране и в книге философии пострашнее опытов доктора Менгеле. А еще стать обладательницей старинного прибора алитеометра (тот самый «золотой компас»), который может ответить на все вопросы; узнать тайну своего истинного происхождения; подружиться с самыми невероятными персонажами, среди которых, например, не последнее место занимает белый медведь Йорик Бирнесон, воин, пропойца и наследник королевского рода; совершить немало славных подвигов, достойных Одиссея и Красной Шапочки одновременно; и наконец, осознать себя важнейшим персонажем в грядущей битве с небесами...
Тем, кто не читал книг Пуллмана, доступных на русском, но не слишком почитаемых в тени Толкиена и Роулинг, стоит ознакомиться с ними немедленно, пока еще есть время и фильм не сошел с экранов. Удовольствия будет в два раза больше, даром что к оригиналу фильм относится весьма трепетно. Читаются «Темные начала» взахлеб, при этом оставляя за нескончаемой чередой головокружительных приключений возможность поразмыслить и обдумать весьма серьезные вопросы бытия. Очень редко в литературе фэнтези (и уж тем более в его экранизациях) удается создать настолько подробный, достоверный и убедительный мир, точный и продуманный во всем -- от строения помянутых воздушных кораблей до самой пустячной этикетки на тюке в порту очередного вымышленного города. В этом мире с по-шекспировски вывихнутым суставом мерцает под невзаправдашней луной Вечный Лед, гортанно перекликаются «самоеды» и на чистом русском языке переговариваются «тартары». Тут души белых медведей заключены в доспехи, которые превращают их из привычно говорящих зверят из рекламы колы в отчаянных берсерков. Здесь дыхание захватывает от того, что вдруг на киноэкране ты видишь страницы любимых книг ровно так, как представлял их в детстве, -- в свое время это удалось Питеру Джексону, который перенес битву в Мории в свой фильм как будто с подкорки московского пятиклассника прямо на дорогущую кинопленку; в «Темных началах» точно так же ежишься от того, что именно так -- и никак иначе -- ты представлял встречу Лиры и Йорика на задворках постоялого двора. Это на первый пока что взгляд абсолютно грандиозное произведение, в котором, очевидно, под спудом возрастных ограничений не проливается, кажется, ни капли крови (даже когда стрела впивается во вражеское горло), но зато в одной из самых потрясающих сцен медведь Йорик последним фатальным ударом сносит своему противнику, медвежьему королю и отцеубийце, нижнюю челюсть совершенно по-зверски. Фильм с изумительными актерскими работами -- помимо уже упомянутых на экране появляются и блистают Николь Кидман, Ева Грин, Кристофер Ли и прочая, прочая, прочая голливудская элита. И даже деймоны (в первую голову Лирин деймон Пан, который превращается то в котика, то в птичку, то в мышонка) не становятся аналогами отвратительных «маленьких волшебных помощников» в духе Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн», а становятся полноценными персонажами с блистательно прописанными характерами.
Нынешний сезон вообще богат на удачные (мягко говоря) фильмы-фэнтези с компьютерными эффектами -- и «Звездная пыль», и «Беовульф», и теперь вот «Золотой компас» удались настолько, насколько и мечтать об этом не было возможности. Дигитальные эффекты и изумительная работа дизайнеров не убили в них ни духа, ни страсти, ни убедительности. И поэтому одна из многих мыслей, которая не покидает внимательного зрителя после того, как кино кончится, заключается в том, что если все в большом развлекательном кино и дальше будет идти в том же направлении, вполне вероятно, что совсем скоро даже утопическая идея о возможном переносе на экран наиболее грандиозного и, кажется, в принципе неэкранизируемого произведения жанра -- «Темной башни» Стивена Кинга -- окажется вполне себе адекватной. Поживем -- увидим.
А режиссер Крис Уайц, создавший всю эту красоту, до сего момента был в первую очередь известен как создатель пресловутых «Американских пирогов». Воистину дух дышит, где хочет.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ