|
|
N°226, 10 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Венера со спущенными трусами
Русский музей обратился к теме обнаженной натуры Страны Советов
Весьма рискованно отмечать 90-летие советской власти обнаженкой. Тем не менее Русский музей осмелился на это предприятие, и до 8 марта 2008 года в корпусе Бенуа ГРМ можно видеть экспозицию под названием «Венера советская». Этот показ корреспондирует с уже закрывшейся выставкой Зинаиды Серебряковой, на которой солировало обнаженное женское тело, и с новой выставкой ленинградского фотоандеграунда в Строгановском дворце, где можно отыскать подпольные опыты 1970-х в жанре эротической фотографии. Задача большой юбилейной выставки -- доказать устойчивость иконографической традиции воплощения женского образа, найти в советском и постсоветском искусстве реминисценции трех основных типов воплощения богини красоты: Венеру лежащую, Венеру за туалетом и Венеру, рождающуюся из пены морской, -- мотивы, что ранее особенно удавались Тициану, Боттичелли, Гойе и другим великим мастерам.
Основной раздел открывается, разумеется, прежде всего работами Бориса Кустодиева, который еще до революции 1917 года прославился своими «Русскими венерами». Выставка доказывает, что эта традиция оказалась весьма устойчивой в 1920--1930-е годы. Целый ряд работ Николая Тырсы («Натурщица» и «Обнаженная натура»), Петра Кончаловского («Натурщица с рыжими волосами перед зеркалом», 1923), Владимира Лебедева («Обнаженная», 1936), Александра Шевченко, Татьяны Мавриной показывает верность образу кустодиевских красавиц, изображения которых вызывают скорее гордость за наших, чем какие-то иные чувства. Особняком стоят странная черно-белая работа Александра Дейнеки «Ночь» (1935), представляющая обнаженную женщину перед зеркалом, и шедевр Юрия Пименова «Женщина в гамаке». Разве это Венеры?! В первой есть что-то дьявольское, что-то от булгаковской Маргариты. Вторая -- прекрасный образец искусства для советского истеблишмента, этакий элемент генеральской дачи где-то на берегу Москвы-реки, неподалеку от Архангельского, где протекала dolce vita 1930--1950-х. Столь же забавна выполненная в кубистической стилистике «обнаженка» Александра Осмеркина (1924) -- интересный опыт изображения незащищенной угловатости девушки-подростка.
Главный поставщик действительно советских венер, бесспорно, Александр Самохвалов. Кульминацией выставки оказывается его картина «После кросса» (1934--1935). Героиня, показанная на холсте вертикального размера уже (или еще) в шапочке, вытирается полотенцем. Самая интимная деталь женского туалета неоправданно приспущена. Именно этот прием стал излюбленным у мастера, который создал целую галерею метростроевок и подобных дам неженских специальностей. Эроса в его венерах не более, чем у спортсменок на берегу канала Москва--Волга (фотография Эммануила Евзерихина, 1938) или бегуний в дейнековском «Раздолье». Последняя картина написана в 1944 году и может считаться символом ностальгического воспоминания о венерах эпохи бурного строительства коммунизма.
Петр НЕЧАЕВ, Санкт-Петербург