«Рособоронэкспорт», контролирующий крупнейший автомобильный концерн России -- «АвтоВАЗ», --
наконец определился со стратегическим инвестором автозавода. В минувшую пятницу стало известно, что им станет французский концерн Renault, который получит 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа», а в субботу стороны подписали меморандум о взаимопонимании.
«Рособоронэкспорт» в течение нескольких лет вел переговоры с различными автоконцернами, однако ни один из них так и не стал партнером российского автогиганта. «В своеобразном тендере приняли участие General Motors, FIAT, Volkswagen, Magna и Renault, и по результатам мы приняли решение, что предложение Renault наиболее приемлемо, -- сказал глава госкорпорации «Ростехнологии», председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов. -- Renault предложила справедливую цену, она близка к рыночной цене, но наряду с ценовыми показателями мы получили предложение и технического характера». Он также пояснил, что «основное условие к Renault -- это сохранить марку «Лада» и обеспечить ее развитие». Видимо, именно это условие и сыграло в пользу французского инвестора. «Мы готовы сохранить индивидуальность завода. Каждый будет победителем в этой ситуации», -- сказал президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон.
По словам г-на Чемезова, «АвтоВАЗ» продолжит совместно с Renault работать над созданием платформы класса «С» (так называемый «гольф-класс») -- ориентировочная стоимость такой машины составит 12--15 тыс. долл. Помимо этого российское предприятие намерено получить проект производства двигателей и трансмиссий. «Потребуется существенная модернизация производства», -- указал он, подчеркивая, что у французской компании есть хороший опыт по созданию альянсов.
«Мы доведем производство до 1,5 млн автомобилей в год, чтобы в дальнейшем производить автомобили Renault и Nissan, используя огромный потенциал всех поставщиков «АвтоВАЗа», -- сказал г-н Гон. -- Своей целью участники соглашения ставят снижение издержек на всю конечную продукцию, чтобы сделать конкурентоспособной марку «Лада», марки Renault и Nissan».
Renault был первым автоконцерном, с которым «АвтоВАЗ» начал переговоры весной 2006 года. По некоторой информации, стороны не раз были близки к подписанию соглашения, однако оно срывалось -- в частности, и из-за того, что французский концерн настаивал на продаже контрольного пакета, на что не был согласен «Рособоронэкспорт».
Согласно подписанному в субботу документу, «Рособоронэкспорт» и «Тройка Диалог», владеющие 75% акций «АвтоВАЗа», до 25 февраля подпишут контракт с Renault-Nissan, которая получит 25% плюс одна акция крупнейшего российского автопроизводителя. «Де-юре 25% акций уже принадлежат Renault, де-факто они начнут владеть ими после 25 февраля», -- уточнил глава госкорпорации «Ростехнологии», председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов, до недавнего времени возглавлявший «Рособоронэкспорт». Он также подчеркнул, что блокирующий пакет предприятия будет предложен французской компании по цене, «близкой к рыночной». Капитализация «АвтоВАЗа» в РТС в пятницу составляла около 5,4 млрд долл. Таким образом, 25-процентный пакет может стоить около 1,4 млрд долларов.
Кроме того, предполагается, что в долгосрочной перспективе «Ростехнологии» и Renault станут равными акционерами «АвтоВАЗа». Как говорится в сообщении российского концерна, как только капитал автозавода будет реструктурирован в первой половине 2008 года (т.е. окончательно будет ликвидирована схема перекрестного владения акциями завода --
см. справку), будет образован холдинг, в котором Renault и «Ростехнологии» на паритетных началах будут владеть 50% акций «АвтоВАЗа». То есть не исключено, что еще часть акций «АвтоВАЗа» из пакета «Рособоронэкспорта» и «Тройки Диалога» может быть размещена на бирже. «Если в будущем будет необходимо, мы сможем выйти на IPO и продать часть акций на биржу», -- сказал журналистам г-н Чемезов. Ранее предполагалось разместить до 25% акций «АвтоВАЗа».
Выбор французов в качестве партнеров, считают эксперты, достаточно закономерен. В конце 2006 года, как известно, руководство «АвтоВАЗа» начало переговоры о партнерстве с Magna, а весной и летом этого года -- с General Motors и FIAT. В конце ноября г-н Чемезов даже сообщал, что с FIAT подписан меморандум о намерениях. В то же время он сказал, что еще 25% автозавода может быть также предложено российской металлургической компании. Назывались тогда «Северсталь», Магнитогорский меткомбинат и «Металлоинвест», однако ни в одной из компаний «Времени новостей» не стали комментировать эту информацию.
По мнению аналитика UBS Ильи Макарова, не так важно, кто пришел бы в партнеры «АвтоВАЗу», ведь у всех западных концернов есть свои достойные разработки. Важно было то, согласен ли партнер сохранить марку «Лада». В то же время, как отметил аналитик, «у FIAT уже есть соглашение с «Северсталь-Авто», американская General Motors уже имеет не очень удачный опыт работы с «АвтоВАЗом» (СП «GM-АвтоВАЗ», производящее внедорожники Chevrolet Niva и легковые Chevrolet Viva. --
Ред.), а Magna, видимо, вообще интересует проект выпуска автокомплектующих».
Г-н Чемезов в субботу добавил, что конкретная стоимость соглашения может быть названа после подписания контракта. Однако уже сегодня понятно, что Renault вряд ли будет переплачивать за актив, ведь, несмотря на достаточно успешную работу «Рособоронэкспорта» по наведению порядка на заводе (в частности, искоренение криминальных структур, ликвидация ненужных предприятий), нужно сделать еще очень много, вложив немалые средства (прежде всего в качество автомобилей). По словам г-на Чемезова, инвестиции в развитие «АвтоВАЗа» составят около 900 млн долл. «Ориентировочная стоимость модернизации мощностей «АвтоВАЗа» и создания автомобиля на платформе класса «С» -- 900 млн долл.», -- сказал он. Он также подчеркнул, что участники соглашения решили не строить новый завод, а модернизировать существующее производство.
Совет директоров «АвтоВАЗа» 13 декабря рассмотрит финальную часть схемы ликвидации перекрестной структуры собственности завода. В частности, планируется принять решение о созыве в конце января внеочередного собрания акционеров «АвтоВАЗа», которое должно одобрить присоединение к АО его дочерних обществ (АВВА, ЦО АФК и ИФК), в совокупности владеющих 66,5% его голосующих акций. Эти бумаги окажутся на балансе самого «АвтоВАЗа» и будут погашены как казначейские. Одновременно с погашением «АвтоВАЗ» проведет допэмиссию своих обыкновенных акций в размере 17,7% от нынешнего уставного капитала. Это делается, чтобы учесть интересы миноритариев АВВА и АФК (владеет около 14% акций АВВА и 40% АФК), которые вместо бумаг дочерних компаний «АвтоВАЗа» получат его акции. Ряд миноритариев АВВА владеют не бумагами этой компании, а так называемыми свидетельствами о депонировании акций, которые могут быть обменены на акции «АвтоВАЗа» в любой момент, даже после ликвидации перекрестной структуры собственности. Для этого «АвтоВАЗ» откроет специальный счет неустановленных лиц. В результате всех этих процедур структура акционерного капитала «АвтоВАЗа» будет следующей: 75% плюс одну акцию завода получат ФГУП «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners (структура «Тройки Диалога»), около 15% будет у миноритариев, а еще 10% -- на счете неустановленных лиц. В ближайшие дни советы директоров всех трех «дочек» -- АВВА, ЦО АФК и ИФК -- объявят о созыве собраний акционеров с аналогичной повесткой дня. Они тоже состоятся в конце января. Все корпоративные процедуры «АвтоВАЗ» и «Тройка Диалог» намерены завершить к началу июня.
ИНТЕРФАКС