|
|
N°226, 10 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело тренеров-космополитов
Приход, пожалуй, одного из самых талантливых тренеров позднесоветской школы Юрия Семина в киевское «Динамо» в некотором смысле сходен по замыслу с приглашением в «Зенит» Дика Адвокаата или Гуса Хиддинка в сборную России. Семин приглашен в великий, по меркам советского и постсоветского футбола, клуб с той же целью, что попали в российский футбол два голландских специалиста: чтобы добиться результата благодаря своей харизме и тренерскому мастерству, во многом вопреки качеству игроков и организации футбольного дела.
Эти назначения, равно как и тот, например, факт, что на пост главного тренера национальной сборной Англии (едва ли не самой консервативной в этом отношении наряду с германской и итальянской) даже не рассматриваются местные специалисты, знаменуют общую тенденцию: мы с вами живем в эпоху исчезновения национальных тренерских школ.
Если практически любого бразильского игрока безошибочно отличишь от британского, а итальянского от немецкого, понятие «национальная тренерская школа» в мировом футболе, похоже, утрачивается. Это ни хорошо и ни плохо -- это данность. Настоящий тренер тот, кто может добиваться результатов с игроками любого происхождения и менталитета, с богатыми и бедными клубами, в сильных и не очень сильных чемпионатах, со сборными великими и малыми.
Футбол становится большим бизнесом, и тренерская судьба отчасти повторяет судьбу транснациональных корпораций. Конечно, национальные особенности подхода к бизнесу существуют, но на международных рынках с точки зрения успеха предприятия национальность топ-менеджеров или организаторов компании совершенно не важна. С другой стороны, футбольным тренерам, как и театральным режиссерам, делают имя наличие собственного стиля и успешность «постановок". А национальные истоки этого стиля не столь важны. Причем в футболе в отличие от театра или кино результат вполне однозначен: победу и поражение с убийственной точностью фиксирует бесстрастное табло стадиона.
Лучшие футбольные клубы большинства стран, равно как и национальные сборные, все более отчетливо становятся космополитическими и транснациональными сообществами. В клубах выступают легионеры из множества никак не связанных между собой ментально стран. Да и сам футбол становится все более универсальным, утрачивая самобытность национальных школ. Остается только индивидуальный тренерский почерк, хотя мне трудно представить, что, например, Франку Райкарду, тренируй он «Челси» или «Ливерпуль», удалось бы привить им футбол «Барселоны». И даже когда тренера берут специально, чтобы кроме результатов команда показывала красивую игру (именно по такой логике мадридский «Реал» променял выведшего команду из многолетнего кризиса итальянца Фабио Капелло на немца Берндта Шустера), результат все равно первичен. Не будет результата, никакой самый красивый и фееричный футбол не спасет тренера от досрочного расторжения контракта.
В новой ситуации можно рассуждать лишь о том, уменьшается или увеличивается роль и сложность тренерской профессии в современном футболе от того, что становится наднациональной. В общем, и раньше эта профессия граничила с волшебством. Другое дело, что случаи великих достижений иностранных тренеров в работе с командами из других стран были крайне редки. Однако и тогда, скажем, триумф родившегося в Аргентине испанца Эленио Эрреры в миланском «Интере» в 60-е годы прошлого века был связан с его космополитической личной судьбой и с индивидуальным тренерским гением. Но не с какими-то национальными корнями.
Теперь же никому и в голову не приходит специально вспоминать, что абсолютно лучший тренер в истории лондонского «Арсенала» -- француз (Арсен Венгер). Исторически консервативные в подборе тренеров «Ливерпуль» и «Тоттенхэм» зовут в качестве спасителей испанцев. И даже тренирующий более 20 лет «Манчестер Юнайтед», ставший его живым символом сэр Алекс Фергюссон -- шотландец (при всей близости шотландцев и англичан это отнюдь не одно и то же).
Так что в тренерском деле понятие «отечественный производитель» выходит из моды. Думаю, болельщикам питерского «Зенита», праздновавшим первую победу любимого клуба в нынешнем чемпионате России, было совершенно безразлично, что их к этой победе привел человек с голландским паспортом, еще год с небольшим назад признававшийся, что вообще не знает такой команды...
Семен Новопрудский