Сегодня глава МИД России Сергей Лавров приедет в Бельгию на заседание Постоянного совета партнерства и сотрудничества Россия--Евросоюз на уровне министров иностранных дел, собирающегося дважды в год. Об отношениях с ЕС «Времени новостей» рассказал постпред России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.-- Первый пункт повестки дня -- обзор реализации четырех «дорожных карт» по общим пространствам Россия--ЕС (экономическое, внутренняя безопасность, внешняя безопасность, а также пространство науки, образования и культуры. --
Ред.) и взгляд в будущее, включая запуск переговоров по новому базовому договору между Россией и Евросоюзом. Если сравнивать прогресс в реализации «дорожных карт», то, пожалуй, наиболее успешно у нас идет работа по направлению свободы, безопасности и правосудия.
Второй пункт -- международные вопросы: европейская безопасность,
косовское урегулирование, иранский сюжет, обрастающий в последние дни новыми деталями, Ближний Восток после
встречи в Аннаполисе.
-- Заседание проходит накануне вступающего в силу 12 декабря российского моратория на Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)...-- Страны Прибалтики, Словения, Финляндия, Швеция, Австрия, Ирландия, Кипр и Мальта, будучи членами ЕС, не являются участниками ДОВСЕ. Поэтому официальной позиции ЕС по ДОВСЕ по определению быть не может. Но это не исключает обсуждения проблемы в контексте общей европейской безопасности.
-- Будет ли обсуждаться проблема размещения в Европе элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО)?-- Вокруг ПРО ситуация странная. Две страны ЕС (Польша и Чехия. --
Ред.) ведут переговоры с третьей, не являющейся членом ЕС (с США. --
Ред.), по столь важному и чувствительному вопросу без консультаций со своими партнерами по Евросоюзу. Поэтому возникает резонный вопрос к партнерам из ЕС: а где же ваша единая общая политика в области безопасности?
-- В период избирательной кампании в России звучала тема членства нашей страны в ЕС. Есть ли в этом необходимость?-- У России нет нужды вступать в Евросоюз. Мы самодостаточное государство в военном, политическом и экономическом отношении. Потребности, да и желания жертвовать частью суверенитета ради консолидации с ЕС в российском общественном мнении и в политической элите за исключением маргиналов нет. Такого желания, кстати, нет и у Евросоюза. Россия слишком велика, чтобы ЕС мог ее интегрировать в свои ряды. Перспектива наших отношений -- равноправное стратегическое партнерство, что, разумеется, предполагает и определенную степень взаимной интеграции, прежде всего в экономической сфере.
-- Скажется ли на сотрудничестве России с Евросоюзом подписание 13 декабря его членами Договора о реформе?-- Конституционный кризис в ЕС пока продолжается, ведь Договор о реформе странам ЕС еще предстоит ратифицировать. Напомню, что в свое время и евроконституцию все страны успели подписать. Правда, ратификация теперь может состояться через парламенты, референдум на этот счет обязателен лишь в Ирландии. Увлеченность ЕС внутренними пертурбациями объективно сдерживала наши отношения во всех областях.
Сейчас, если договор материализуется, это практически отразится на формате нашего диалога. В ЕС больше не будет полугодовых председательств, председатель Евросоюза будет избираться на 2,5 года. Останется должность председателя Еврокомиссии, а его замом станет высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности. При этом его функции расширятся: к нему перейдут финансовые ресурсы, которые сейчас курирует еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства.
-- Продленное в декабре старое соглашение о партнерстве между Россией и ЕС будет адаптировано или будет новый договор?-- В целом итоги десятилетия действия прежнего соглашения положительные. Но договор нам необходим новый, юридически обязывающий, дающий солидную договорно-правовую основу. Таково общее мнение России и Евросоюза.
-- Как идет реализация соглашения об облегчении визового режима?-- Тут возникают вопросы, в частности по реальной стоимости виз. Ряд стран ЕС пытались внедрить «навязанную услугу» -- оформление виз через коммерческих посредников, которыми стали так называемые визовые центры в Москве. Это повысило стоимость виз, иногда более чем вдвое. Мы обратили на это внимание наших партнеров. Это тот случай, когда Еврокомиссия нас полностью поддержала и строго предупредила эти страны. Визовые центры могут существовать как посредники, но лишь в виде альтернативы, и их услуги не должны ложиться дополнительным бременем на россиян. Если к Еврокомиссии не прислушаются, то возможно разбирательство в Евросуде.
--
Что решил Брюссель в отношении инициативы, выдвинутой Владимиром Путиным на октябрьском саммите в португальском городе Мафра, о создании российско-европейского института свободы и демократии?-- Мы рассчитываем на поддержку этой российской инициативы со стороны партнеров по ЕС. Сейчас прорабатывается конкретика: статус, местоположение, условия работы...
-- Появилась ли у Евросоюза единая позиция по статусу Косово?-- Против одностороннего провозглашения независимости края есть возражения у ряда стран, в том числе у Кипра, Греции, Испании, Словакии. Евросоюз -- межгосударственное объединение, поэтому юридически вопрос о признании или непризнании -- это дело каждой страны. Политически же ЕС вполне может принять общую позицию. Не думаю, что кто-то в ЕС в восторге от перспективы одностороннего провозглашения независимости Косово. По большому счету все предпочли бы договорное решение. Но после кризиса с принятием европейской конституции и битвы за Договор о реформе Евросоюзу хотелось бы избежать нового раскола. Будет жаль, если ради сохранения своего единства члены ЕС пойдут на сделки с совестью и международным правом. Что касается международных присутствий в Косово, то их общее правовое основание -- резолюция Совбеза ООН 1244 (принята 10 июня 1999 года. --
Ред.). Согласно ей, Косово остается под эгидой ООН до определения окончательного статуса, то есть до принятия новой резолюции. Лишь она может легитимизировать будущие международные присутствия, включая военное, гражданское и полицейское.