Рассмотрение дела о покушении на главу РАО "ЕЭС "Анатолия Чубайса в Московском областном суде начнется заново, уже в третий раз. Вчера председательствующий на процессе своим решением распустил коллегию присяжных заседателей, проработавшую почти год. Причиной роспуска стали внезапно вскрывшиеся серьезные проблемы со здоровьем у одного из заседателей, который, как неожиданно выяснилось, будто бы состоит на учете в наркологическом диспансере.
Отвод этого присяжного при отсутствии запасных стал причиной для расформирования всей коллегии. Ровно год назад, в декабре 2006-го,
аналогичная участь постигла и предыдущую коллегию, рассматривавшую это дело в первый раз. Роспуском остались недовольны и обвинение, и защита. А представители последней даже объявили о решимости обжаловать это решение судьи в Верховном суде. Тем не менее процесс, вероятнее всего, все же опять начнется заново. Уже назначена дата отбора новых присяжных -- 27 декабря.
На скамье подсудимых по этому делу находятся отставной полковник ГРУ Владимир Квачков
(на снимке) и двое его знакомых из числа бывших десантников -- Александр Найденов и Роберт Яшин. Еще один обвиняемый -- Иван Миронов пока формально находится под следствием. Задержан он был позже, и его дело было выделено в отдельное производство.
17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области на пути следования кортежа Анатолия Чубайса была взорвана мина, а потом машины главы РАО "ЕЭС" и сопровождения были обстреляны. При этом никто не пострадал. Следствие пришло к выводу, что преступление организовали полковник Квачков и его соратники, действовавшие «на почве экстремистских взглядов и неприязни к Чубайсу». Еще при первом рассмотрении все трое выразили желание, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных.
Процесс над Квачковым, Найденовым и Яшиным начался в мае 2006 года. Однако сначала суд несколько месяцев не мог отобрать присяжных, а когда это все же удалось, через два месяца коллегию распустили. По разным причинам из процесса выбыло несколько заседателей, в результате чего были «израсходованы» все запасные присяжные. А потом вдруг обнаружилось, что «старшина присяжных предъявил недостоверные сведения о своем финансовом положении с целью получить повышенную зарплату присяжного». Ему дали отвод, и коллегию пришлось распустить.
Формальной причиной роспуска нынешней коллегии стали также, как выразился один из участников процесса, «форсмажорные обстоятельства». Присяжная, пропустившая несколько заседаний, как неожиданно выяснилось, с самого начала не могла исполнять эту функцию. Женщина, значившаяся в списке заседателей под номером 10, оказалась состоящей на учете в наркодиспансере. Поскольку запасных заседателей уже не оставалось (ранее судья удовлетворил просьбы двух присяжных об отводе), коллегия потеряла кворум.
История с присяжной №10 оказалась весьма загадочной и стала логическим завершением событий последних месяцев. Еще летом у «второй» коллегии присяжных по делу Квачкова начались проблемы с посещаемостью заседаний. 3 июля на слушания не явились сразу трое присяжных, не было кворума и на следующем заседании. Тогда судья объявил перерыв до сентября, видимо, решив дать заседателям отдохнуть и закончить свои дачные дела (в составе коллегии было много пенсионеров). 10 сентября коллегия собралась, но вместо сути уголовного дела тогда пришлось обсуждать некие брошюры, полученные по почте некоторыми присяжными, в которых критиковался Анатолий Чубайс. Последний раз все 12 заседателей собирались 19 сентября, после чего кворума собрать так и не удалось.
Суд, чтобы не терять времени, с тех пор на заседаниях пытался рассматривать процессуальные и технические вопросы, для которых присутствие присяжных не требуется, и решал вопрос с «розыском» присяжных. Сначала судья заставил своим решением посещать заседания присяжную №7 -- женщина перешла на новую работу, хотела вплотную заняться ею и покинуть надоевший ей процесс. Решив эту проблему, г-н Козлов обнаружил еще одного «злостного прогульщика» -- под №10, также женщину. Судья сделал запрос в милицию по месту жительства присяжной для выяснения причин ее отсутствия. В ответ пришел рапорт, согласно которому сын этой женщины рассказал проводившим проверку сотрудникам милиции, что его 45-летняя мать злоупотребляет алкоголем. Судья сделал запрос и получил из наркодиспансера справку с подтверждением.
Защита Квачкова против роспуска коллегии возражала, поскольку, по мнению адвокатов, на злополучной справке не было необходимых печатей и подписей, а сама женщина, появившись наконец в суде, заявила, что ни на каком учете нигде не состоит. Тем не менее судья принял решение о роспуске.
Комментировали ситуацию участники процесса вчера скупо. Представитель Анатолия Чубайса адвокат Андрей Шугаев высказал мнение, что неявки присяжных стали следствием тактики, выбранной адвокатами Квачкова и его товарищей. «Люди просто устали приходить впустую и ждать, когда они начнут работать, их можно понять, -- сказал он. -- Но что касается отвода последнего присяжного, то здесь мы выступили с защитой единым фронтом. Мы тоже не хотели роспуска коллегии, жалко проделанной работы. А теперь все сначала».
Защитник Квачкова Алефтин Мошанский, наоборот, предположил, что роспуск коллегии -- результат деятельности оппонентов. «Мы предвидели, что возможен роспуск коллегии. Прокуратура уже закончила представление своих материалов, но так и не смогла представить доказательств виновности Квачкова. Шансов убедить эту коллегию у них не было, и остался единственный выход -- роспуск», -- сказал он.
Выборы новой коллегии уже назначены на 27 декабря. Однако когда она реально начнет работать, участники процесса не решались даже предполагать.