Северная Осетия первой из кавказских республик готовится испытать прелести новой системы представительства регионов в Государственной думе. Региональный список повсеместно победившей партии «Единая Россия» после недолгой дискуссии возглавил, как и в огромном большинстве других регионов, глава республики
Таймураз Мамсуров. И он, естественно, как и все «паровозы», не собирается пересаживаться из своего кресла в зал пленарных заседаний в Охотном Ряду. По идее, думское место должно было достаться многократному олимпийскому чемпиону по борьбе и бизнесмену Арсену Фадзаеву, который уже имеет опыт представления интересов Осетии в нижней палате Федерального Собрания. Однако в результате выборов 2 декабря г-н Фадзаев оказался в центре партийного скандала, после которого нет уверенности, что североосетинский мандат попадет именно в его руки. А третьим номером в североосетинском списке единороссов значится мэр Моздока Георгий Адамов. Его включили в список из политических соображений, чтобы проявить почтение к географически отрезанному Моздоку и подчеркнуть, что республика многонациональна, но всерьез никто не рассчитывал, что при наличии всего 474 215 избирателей дело дойдет до третьего номера.
На выборах федерального парламента Осетия показала вполне "человечные" результаты по сравнению со своими соседями.
В Ингушетии «Единая Россия» получила 98,7%, в Кабардино-Балкарии -- 96,2, а в Северной Осетии -- "всего" 71,6. Ниже на Кавказе поддержка плана Путина оказалась только в Адыгее (70,9%). Но в Северной Осетии связывают это отставание с соблюдением хотя бы относительной честности подсчета, который и так остался вполне в рамках традиционной для Кавказа повышенной электоральной лояльности.
Кроме Думы, 2 декабря Осетия выбирала региональный парламент и городское собрание своей столицы Владикавказа. В региональном парламенте, как в прежней российской Думе, половина мест распределялась по партийным спискам (64% победа «Единой России»), половина -- по одномандатным округам (20 из 35 депутатов -- члены правящей партии). В новом городском собрании тоже нет дефицита единороссов, но вдруг выяснилось, что они представляют две различные фракции, которым очень далеко до взаимной любви.
Всю осень Северная Осетия готовилась к первым за долгие годы спокойным выборам, исход которых был в целом известен заранее, а привычная борьба кланов и групп влияния была сведена к минимуму системой взаимных договоренностей. Действующий депутат Госдумы Арсен Фадзаев сначала должен был возглавить региональный список «Единой России» на федеральных выборах. Но и после того как на первой строчке появился глава региона Таймураз Мамсуров, г-н Фадзаев не ощутил большого беспокойства: правило «паровоза» должно было закрепить депутатский мандат именно за ним.
При этом Арсен Фадзаев, как полагают в республике, рассчитывает на кресло главы региона по истечении срока полномочий г-на Мамсурова. И раз уж с думской кампанией все оказалось ясно заранее, он, видимо, решил, не теряя времени, обеспечить себе стартовые позиции в республике. Легендарный борец сам выдвинулся в горсобрание по одному из 32 городских округов Владикавказа и выдвинул своих сторонников во всех остальных. Эта группа кандидатов стала именоваться «Новая команда». Кампания строилась на критике действующих городских властей во главе с мэром Казбеком Пагиевым. Г-н Пагиев, заместитель главы региональной организации «Единой России», в 2005 году был на несколько месяцев отстранен от должности градоначальника следственной группой Генпрокуратуры, когда та принялась расследовать североосетинские финансовые злоупотребления.
Естественно, в республиканской администрации появление «Новой команды» сочли нарушением договоренностей. Глава республики публично и довольно резко намекнул, что сподвижники Арсена Фадзаева некомпетентны в области управления городским хозяйством. В ответ г-н Фадзаев уличил республиканские власти в подготовке к фальсификациям на выборах: его группа фактически попыталась сорвать досрочное голосование, шедшее, с их точки зрения, с нарушением процедур, а затем обратила внимание на невероятно высокое -- около 9000 -- количество открепительных удостоверений, выписанных в Северной Осетии. Для сравнения, в Москве, где число избирателей на порядок больше, чем в Осетии, открепительных удостоверений выдается порядка 30 тыс. При этом попытка Арсена Фадзаева лично познакомиться в городской избирательной комиссии Владикавказа с документами, касающимися «удаленного доступа» к избирательным урнам, успехом не увенчалась.
После выборов во Владикавказе дольше, чем в каком-либо ином северокавказском городе, считали бюллетени. В результате выяснилось, что представители «Новой команды» получили 11 из 32 кресел в городском собрании. 13 остались за членами команды действующего мэра. Можно считать, что «Новая команда» потерпела поражение -- для того, чтобы хотя бы попытаться сменить мэра, нужно было 17 мест из 32. Сам Арсен Фадзаев проиграл выборы в своем округе женщине, что для Северной Осетии вообще не особенно характерно. Его «знамя», генерал МЧС Станислав Суанов, которого эксперты периодически включают в списки кандидатов на пост главы региона и которого Арсен Фадзаев убедил в пользу городских выборов отказаться от участия в выборах регионального законодательного собрания в качестве «паровоза» «Справедливой России», уступил в своем округе Владимиру Секинаеву, одному из руководителей городской БТИ.
Эти и другие случаи удивили и расстроили сторонников Арсена Фадзаева, которые оспаривают результаты городских выборов в суде, но итоги этой истории могут стать для них еще более печальными. По информации «Времени новостей», в генсовете «Единой России» уже прозвучала мысль о нецелесообразности сохранения депутатского мандата за спортсменом со слишком активной жизненной позицией. С другой стороны, источники в окружении самого г-на Фадзаева уверяют, что его партийный тыл по-прежнему крепок. По одной из версий, Арсен Фадзаев пользуется поддержкой силовиков как в партии, так и в администрации президента России.
Позиции же Таймураза Мамсурова, как уже писала газета «Время новостей», в этом смысле нельзя назвать безупречно надежными. Судебная схватка за городское собрание вполне может оказаться началом более серьезной политической борьбы, несмотря на то, что все борцы, казалось бы, состоят в политической партии, название которой подчеркивает ее монолитное единство. Впрочем, пока действующая республиканская команда вполне контролирует ситуацию, и в повседневной жизни противостояние заметно разве что по растущим розничным продажам лояльных и оппозиционных газет.