|
|
N°225, 07 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всем братьям по «львам»
Итоги Венецианской биеннале современного искусства
Закрылась 52-я биеннале современного искусства в Венеции, центральная тема которой была «Думай с чувством, чувствуй с умом. Искусство в настоящем времени» (Think with the Senses - Fell with the Mind. Art in the Present Tens). Куратор форума, американский искусствовед Роберт Сторр сориентировал главную экспозицию скорее на интеллектуальное содержание, нежели на изобразительность. Актуальное искусство должно говорить об общественных проблемах, потому что иначе и быть не может в массмедийном обществе.
Тема биеннале предоставила возможность художникам показать свою реакцию на жизнь современного мира. Конечно, многие говорят о своем. Тем не менее в целом биеннале дает картину осмысления художниками нашего настоящего в глобальном контексте. И даже личные переживания преподносятся через призму общего. Сторр нашел то, что искал, -- современный художник действительно думает с чувством и чувствует с умом. Это подтверждают и «Золотые львы», главные награды биеннале.
На этот раз, нарушая традиции, их вручили не в день открытия в июне, а ближе к концу работы, 17 октября. У организаторов было время подумать. Внимания жюри удостоились художники разных стран и возрастов -- венгр, литовцы, аргентинец, малиец, болгарин, англичанин и живущая в США палестинка.
«Золотой лев» за творческие заслуги оказался единственным, которого еще 10 июня вручили 72-летнему фотографу из Мали Малику Сидибе, который был представлен в главной экспозиции фотографическим проектом Africa Sings Against AIDS («Африка поет против СПИДа»). Под фотографиями радостных чернокожих висели наушники с веселыми песнями. Сидибе прославился еще в 1960-х черно-белыми снимками африканской золотой молодежи. Кстати, впервые за историю биеннале приз получил фотограф.
«Золотого льва» за достижения в области художественной критики получил американец Бенджамин Бухло, знаменитый исследованиями культуры 1960--1970-х годов. Профессор из Гарварда изучает взаимосвязь довоенного и послевоенного искусства, анализирует влияние политики и экономики на художественную ситуацию второй половины ХХ века.
«Золотой лев» художнику, представленному на центральной международной выставке, достался 87-летнему аргентинцу Леону Феррари, чья работа La civilizacion occidental y cristiana (1965), выставленная в Арсенале, стала фаворитом СМИ. Инсталляция представляющая Христа, распятого на американском военном самолете, заполонила обложки журналов всего мира. Как и сорок лет назад, она производит сильное впечатление. Это самое известное произведение Феррари было знаком протеста вьетнамской войне, но и сейчас не потеряло актуальности. Левак Феррари конфликтовал не только с американцами, но и с аргентинским правительством (его даже высылали в Бразилию) и католической церковью (его персональную выставку в Буйнос-Айресе в 2004 году временно закрывали по требованию духовенства).
Злободневную тему милитаризации затронул и получивший «Почетное упоминание» болгарин Недко Солаков. Его работа «Дискуссия» (Discussion) иронично рассказывает о безумии современности. Злой гений ХХ века, автомат Калашникова, стал предметом спора между Россией, где он изобретен, и Болгарией, которая его тоже производит. Россия налагает на оружие копирайт, а Болгария в ответ попрекает ее «незаконным» использованием кириллицы и йогурта. Инсталляция состоит из написанных от руки прямо на стене текстов дискуссии и самого ее виновника -- среди множества текстов висит одинокий автомат.
«Золотой лев» лучшему молодому участнику (до сорока лет) достался палестинской художнице Эмили Джасир, живущей сейчас в Нью-Йорке. Неудивительно, что темой ее видеоинсталляции стал арабо-израильский конфликт. Работа «Материалы для фильма» (Material for a film, 2005) названа как глава книги-посвящения палестинскому поэту и переводчику Ваилю Зуайтеру, первому погибшему от рук агентов Моссад на территории Европы (в Риме, в 1972 году). Друзья планировали снять о нем фильм, но это не получилось. Джасир решила продолжить их дело и стала собирать материалы. Так родилась ее работа.
Взвешенно решило жюри и вопрос о награждении национальных павильонов. В пору вернисажной гонки впечатляли более зрелищные экспозиции, чем те, что оказались победителями. «Золотого льва» получил павильон Венгрии (куратор -- Каталин Тимар), где был представлен проект живущего в Австрии венгра Андреаша Фогараши Kutur und Freizeit («Культура и досуг») -- вереница черных боксов с видео, снятых в разных культурных центрах Будапешта. При просмотре каждого небольшого фильма зритель оказывается в отгороженном пространстве, тет-а-тет с определенным локусом. Суть в деталях: Фогараши пристально исследует визуальные изменения и различные восприятия культурной среды.
«Почетное упоминание» получил павильон Литвы, показавший видеопроект Номеды Урбонене и Гедиминаса Урбонаса под названием «Вилла Литва» (Villa Lituania). Так называлось здание посольства Литвы в Риме вплоть до присоединения страны к СССР в 1940 году. Потом там разместилось советское консульство. Дом этот -- своеобразный символ независимости Литвы. Вернуть его своей стране художники хотят с помощью голубей. Как известно, птица эта привязана к своему дому, куда возвращается через любые расстояния. Вот чета художников и предложила построить на крыше маленькую голубятню, дабы так поддерживать связь виллы с Литвой.
Венецианская биеннале -- форум именно актуального искусства. Поэтому критерий «красиво» (да и «интересно») здесь не работает. Часто с сожалением вспоминаешь некоторые по-настоящему яркие произведения, не получившие ничего, но такова жизнь «искусства в настоящем времени» -- чувствовать умом для современного художника важнее, чем чувствовать глазом.
Юлия ЛЕБЕДЕВА