Первые итоги аукционов по закупке препаратов для программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) на следующий год будут оглашены уже сегодня. С начала недели в большинстве субъектов федерации велся отбор компаний, которые должны будут в 2008-м наполнить аптечные склады лекарствами для льготников, и теперь Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») должна обобщить поступающие оттуда данные.
Несмотря на полное отсутствие официальной информации о победителях аукционов, по разрозненным сведениям уже можно судить о том, как именно изменится рынок в следующем году. Эксперты полагают, что новые игроки в этой программе принесут не только экономию, но и проблемы, поскольку сейчас в сферу лекарственных поставок рвутся компании, не осознающие в полной мере специфику фармрынка.
Напомним, что с 1 января 2008 года полномочия по обеспечению льготных категорий граждан медикаментами
федеральная власть вместе с деньгами программы ДЛО передает регионам. Именно местные администрации теперь отвечают за своевременные поставки всех необходимых лекарств и доставку их в аптеки. И потому никого не удивляет, что среди новых поставщиков оказываются компании, никому не известные за пределами региона. Отсутствие известности на фармрынке компенсируется тесными связями руководителей этих компаний с местными властями.
«Даже если названия некоторых компаний, победивших в торгах, кажутся совершенно незнакомыми, это еще не значит, что мы имеем дело с принципиально новыми игроками. Например, в этом году войти в ДЛО решили многие компании, которые раньше работали исключительно на госпитальном рынке», -- сказала «Времени новостей» генеральный директор маркетингового агентства RMBC Мария Денисова. Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов считает, что значительная часть новых имен -- это компании, в прошлом никакого отношения к фармацевтическому рынку не имевшие. «Это просто логистические компании, которые благодаря аукционам впервые получили возможность заняться лекарствами», -- пояснил «Времени новостей» г-н Мелик-Гусейнов. И в этом аналитик видит опасность: «Появление новых неотраслевых игроков может привести к сбоям в поставках».
Дело в том, что у неспециализированной логистической компании всегда может появиться более выгодное предложение, и она, отказавшись от взятых на себя обязательств и выплатив положенный штраф, все равно внакладе не окажется. Напомним, что приход таких игроков оказался возможным, поскольку правила проведения аукционов никакой фармацевтической «биографии» от участников не требуют, главное -- предложить самую низкую цену. Раньше дистрибьюторы определялись посредством конкурсной процедуры, к прохождению которой допускались только игроки, успешно работающие на фармрынке, имеющие определенный капитал и репутацию.
Второй результат, о котором уже можно говорить: ответственность за доставку лекарств до конечного потребителя теперь полностью лежит на местных властях, так же как и предоставление отчетности по товарообороту. В прошлые годы за всю цепочку доставки отвечал только уполномоченный фармдистрибьютор. Теперь собственниками товара, поступившего на региональный склад, будут местные администрации. Кто и за какие деньги будет доставлять препараты со складов в аптеки, должно быть определено в результате еще одной серии аукционов. Соответственно на местном уровне в ДЛО также окажется множество мелких компаний.
Крупные федеральные дистрибьюторы вполне удовлетворены таким положением дел, так как в отличие от прошлых лет им не надо думать о том, как оформлены рецепты, довольны ли льготники и хорошо ли работают компьютеры в аптеках. А вот местным властям приходится экстренно изучать специфику фармрынка. По сведениям, исходящим из компаний, занимающихся программным обеспечением, у них нет отбоя от новых клиентов. К ним обращаются представители региональных администраций, которым требуются не только программы, но и краткий курс лекций по их использованию и правилам учета медикаментов в электронном виде.
Третий момент, который проявится только в начале следующего года, является следствием сохраняющейся диспропорции в финансовом обеспечении российских регионов. «Дело в том, что регионы получили из федерального бюджета недостаточное количество средств для закупки препаратов по ДЛО. Некоторые богатые регионы, конечно, добавят свои средства, но дотационные субъекты будут испытывать нехватку в препаратах», -- разъяснил «Времени новостей» генеральный директор исследовательского агентства DSM Group Александр Кузин. Таким образом, сместив ответственность за выполнение программы вниз по вертикали власти, федеральный центр как бы заранее снял с себя ответственность за локальные проблемы с лекарствами.