Время новостей
     N°225, 07 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2007
Судьба резидентов
Парламенту чеченских сепаратистов в подполье неожиданно понадобился кворум
Пока Владимир Путин предлагает пораньше собрать новый состав только что избранной российской Думы, а сознательный двухпалатный чеченский парламент собирается сократиться до одной палаты в составе 41 депутата, представители северокавказской «непримиримой оппозиции» подсчитали, сколько народных избранников осталось в парламенте Ичкерии, избранном при сепаратистах в 1997 году и растворившемся в пучине второй войны. Оказалось, что из 57 (по другим данным -- 52) депутатов осталось лишь пять.

Необходимость подсчета кворума возникла после окончательной ссоры двух ветвей сопротивления -- сепаратистов-«западников» и исламских фундаменталистов. Напомним, в октябре так называемый президент давно ушедшей в подполье Ичкерии Доку Умаров объявил, что теперь моджахеды сражаются не за самостоятельность республики, а за установление шариатского порядка на всем Кавказе, причем в союзе с вооруженными единомышленниками в Ираке, Афганистане и Палестине. Сам Умаров возглавил Кавказский эмират, точно такой же подпольный, как отмененная Ичкерия, но основанный не на сепаратистской конституции 1992 года, а исключительно на праве шариата.

Эти намеки на идейное и боевое братство с «Аль-Каидой» возмутили европейского представителя чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Тот объявил на днях, что 21 из 41 депутата парламента созыва 1997 года якобы «телефонным голосованием» делегировали ему полномочия премьера в изгнании. Новый премьер пригрозил судом подпольному президенту, превратившемуся в амира. А амир намекнул, что знает что-то о причастности живущих в эмиграции чеченцев к смерти лидера сопротивления Аслана Масхадова (убитого в марте 2005 года), и тоже пригрозил эмиссару судом за неповиновение. В довершение разгрома европейского крыла сторонники Умарова опубликовали в Интернете справку о том, кто из депутатов в действительности мог позвонить в Лондон насчет назначения премьер-министра.

11 парламентариев умерли своей смертью или погибли, в том числе спикер собрания Руслан Алихаджиев, который долго числился пропавшим без вести, и Ризван Лорсанов, в первые месяцы второй чеченской войны пытавшийся заниматься миротворческой деятельностью и спасением людей. 14 депутатов были «выведены из состава» за сотрудничество с российскими властями или сами написали заявления о сложении полномочий. Среди исключенных бывший вице-спикер парламента Иса Темиров, который в сентябре 2003 года, в преддверии выборов пророссийского президента Чечни Ахмата Кадырова, на пресс-конференции в Москве объявил об импичменте живого тогда еще Аслана Масхадова. Формально -- за то, что тот на большой шуре полевых командиров в 2002 году согласился на включение в конституцию Ичкерии ряда шариатских поправок. Г-н Темиров также утверждал, что для увольнения подпольного президента был собран кворум, но большая часть депутатов, эмигрировавшая к тому моменту в Европу, с этим не согласилась. Всего в Европе сейчас живет 12 депутатов. Еще 20 находятся в Чечне или других российских регионах и, судя по всему, не ведут активной политической жизни.

По подсчетам сторонников Умарова, Ахмед Закаев опирается на решение не 21, а пяти депутатов-эмигрантов -- «спикера» Леммы Сараляпова, «вице-спикера» Селима Бешаева, «председателя комитета по обороне и безопасности» Абубакара Магомадова, «председателя комитета по правам человека и религии» Балауди Белоева и «председателя комитета по СМИ» Доку Амагова. Однако надо полагать, что даже если Ахмед Закаев представит протокол голосования, сторонники Умарова не признают его полномочий -- просто потому, что выбранная ими идея шариатского устройства исключает любую апелляцию к нормам и терминам европейской демократии.

Тем временем парламент Чечни, на сегодняшний день считающийся легальным, после регионального референдума, проведенного Рамзаном Кадыровым вместе с думскими выборами, собирается следовать принципу «меньше, да лучше»: со следующего созыва депутатов будет в полтора раза меньше, чем сейчас, зато заседать они смогут пять лет вместо четырех. А чтобы править конституцию с формулой неотъемлемого присутствия Чечни в составе России, принятую в 2003 году вместо сепаратистской, им не придется собирать конституционное совещание -- хватит простого голосования. И кворум гарантирован.

Иван СУХОВ