Премьер Виктор Зубков оказался не только прирожденным фининспектором и сельхозработником, но в душе, где-то очень глубоко, видимо, еще и лесником.
Правительство под его руководством так далеко зашло в лес, что без победы над этой зеленой стихией решило не возвращаться. Решение о создании специального совета по возрождению лесной отрасли при кабинете министров, обсуждавшееся дважды в течение минувшей недели, вчера получило премьерское продолжение. «Я дал поручение в течение недели сформировать совет, провести организационные совещания, составить план работы. Первое время мы будем собираться ежемесячно, чтобы начать решать проблемы», -- взвинчивая темп, пообещал г-н Зубков, пожелавший лично возглавить новую структуру.
«Мы должны заниматься возрождением, -- определил задачу премьер. -- ...А мы теряем рынки. Конкуренты активно идут на рынок, в итоге реальный выход -- мы не имеем ничего, получаем крохи, а США получает от экспорта (леса. --
Ред.) почти 300 млрд долл.»... «Всякая шпана крутится вокруг леса. Коррупция на границе, куда переправляется кругляк», -- напомнил он об опасности. В общем, и лес, и покой отныне министрам будут только сниться.
Лесные заботы, безусловно, эффектны для пиара правительства не только потому, что это очевидная праведная борьба с криминалом (вывоз необработанной древесины в основном ведется нелегально), но и потому, что она бессрочная. Нет "дня икс", когда можно будет рапортовать об окончании битвы. А вот с исполнением бюджета или федеральных целевых программ (ФЦП) все куда более проблематично.
Вчера на заседании правительства (тут надо напомнить, что идет последний месяц года) выяснилось, что с реализацией ФЦП все оказалось довольно печально. Хотя, по словам докладчика, заместителя министра экономического развития Андрея Белоусова, уровень исполнения программ по сравнению с прошлым годом очень подрос. Нынче 78%, в 2006-м было всего 69%. Если же говорить о финансировании, то оно составило около 53% -- это существенное отставание по сравнению с прошлогодним периодом.
Глава Министерства финансов Алексей Кудрин утверждает, что его ведомство здесь ни при чем. Мол, надо в срок утверждать ФЦП, готовить документацию. Он напомнил, что по Бюджетному кодексу ФЦП должны быть приняты до сдачи бюджета в Думу. А некоторые из них принимались чуть ли не в середине текущего года. «Минфин открывает финансирование после 1 января. Все министерства могли использовать средства. Так что вопрос не в задержке финансирования», -- г-н Кудрин дал однозначный отпор намекам МЭРТ на вину Минфина. И пообещал, что «новый Бюджетный кодекс снимет все противоречия, которые достигли критической массы».
Г-н Белоусов впрямую не говорит, что дело только в финансировании. Он дипломатично «прячется за предстоящий углубленный анализ совокупности факторов». Где на первом месте все-таки «нерасторопность государственных заказчиков». Однако и об их ответственности заместитель министра пока говорить не готов -- не его компетенция: дескать, «это не ко мне, а к премьеру и президенту».
Говоря о реакции г-на Зубкова на ФЦП, оказавшиеся в зоне риска (ФЦП «Социальная поддержка инвалидов» исполнена на 17,2%, «Электронная Россия» -- на 13%, рядом стоят ФЦП «Поддержка Черноморского флота», «Мировой океан», «Развитие гражданской авиации»), заместитель министра сказал, что эта реакция была очень жесткой. «Премьер дал поручение либо о корректировке ФЦП, либо об их прекращении», -- сообщил г-н Белоусов. Но все же опять понадеялся на лучшее: «У ведомств есть четвертый квартал исправить ситуацию». «Ведь мы сейчас видим отчетность только по октябрю. Что происходит в ноябре, мы не знаем, -- признался чиновник и пророчески закончил: -- Что будет в декабре -- увидим».