Завтра в Лиссабоне начинается двухдневная встреча в верхах руководителей стран Евросоюза и Африки. Журналисты уже назвали ее «встречей двух континентов», «масштабным историческим событием» и «самым дорогостоящим саммитом ЕС». По разным оценкам, Португалия потратила на организацию встречи от 10 до 26 млн евро. Это честолюбивый
проект Португалии, которая завершает свое председательство в ЕС и ратует за налаживание эффективного партнерства между объединенной Европой и Африкой.
На саммит прибудут около 70 делегаций, включая руководителей стран арабского севера Африки. Среди них такие известные личности, как египетский президент Хосни Мубарак и прибывший вчера первым ливийский лидер Муаммар Каддафи. Правитель Джамахирии в традиционной для себя манере наотрез отказался от предложенных ему на выбор отелей и дворцов. Каддафи, которого сопровождают более 200 человек из личной охраны и обслуживающего персонала, поселился в шатре бедуинского стиля, оборудованном по последнему слову техники. Шатер установили в военном форте Сао Жулио да Барра, построенном в XVI веке для защиты Лиссабона со стороны моря.
Из руководителей стран Евросоюза наиболее заметным будет отсутствие на саммите британского премьера Гордона Брауна. Он заявил, что «не сядет рядом с Робертом Мугабе», президентом Зимбабве. Лондон уже давно порвал дипломатические отношения с Зимбабве, обвинив Мугабе в развале экономики и зажиме демократии. Евросоюз объявил его персоной нон-грата, но 83-летний ветеран африканской политики во вторник сказал, что будет в Лиссабоне непременно. После этого Португалия, к неудовольствию ряда других членов Евросоюза, разрешила Мугабе приехать, уступив просьбам Африканского союза и лично президента ЮАР Табо Мбеки.
C сегодняшнего дня и до понедельника столица Португалии станет полузакрытым городом, в котором полную свободу передвижения будут иметь только приведенные в полную готовность силы безопасности. Во многих столичных и даже пригородных отелях уже висят таблички «свободных мест нет». Столичный аэропорт полностью перешел только на прием высоких гостей. Обычные пассажирские рейсы отправляют в аэропорты на севере и юге страны.
За огромным овальным столом, собранным в одном из павильонов столичного «Парка наций», где пройдет саммит ЕС--Африка, можно усадить 90 делегаций. Ранее португальский МИД сообщил, что приглашения были отправлены 53 государствам Африки и 27 странам -- членам ЕС. Однако в Лиссабон прибудут 45--46 африканских делегаций. Особое внимание организаторы встречи уделят руководителям Египта, Нигерии, ЮАР, Анголы и Ливии.
Афро-европейской мега-встрече в верхах предшествовала конференция министров иностранных дел африканских стран в египетском курортном городе Шарм-эль-Шейх. Там глава МИД Португалии Луиш Амаду представил на одобрение коллег проекты главных документов, прежде всего совместной декларации, подписание которых намечено в Лиссабоне.
Португальский премьер Жозе Сократеш пообещал, что ЕС не будет навязывать Африке свою стратегию: «Речь о совместной стратегии, которая объединит два континента, подготовит нас к стратегическому партнерству и будет построена на равноправном сотрудничестве». Саммит сосредоточится на обсуждении четырех блоков вопросов: мир и безопасность, демократия, государство и права человека, изменение климата, развитие и миграционные процессы. «Это будет исторический саммит», -- заверил Сократеш.
Но оптимизм премьера разделяют не все. "Сколько бы лидеров ни собрал саммит, результаты для Африки будут минимальными. Все ограничится декларацией о намерениях и обещаниями, которые вряд ли будут когда-либо осуществлены даже в отдельно взятых странах", -- сказал «Времени новостей» португальский политолог Жоао Франсишку Азеведу.
Сейчас страны Евросоюза, особенно бывшие колониальные державы, пользуются в Африке почти полной свободой действий. В этом году товарооборот между Евросоюзом и странами Африки превысит 200 млрд евро. Серьезную конкуренцию Европе составляет лишь Китай -- его товарооборот в 2006 году достиг 50 млрд евро. Россия наторговала с Африкой примерно на 2,3 млрд. Европейцы отмечают, что серьезную конкуренцию в Африке им составляет только Китай, поскольку США и Россия про Черный континент почти забыли. Экономическая экспансия китайских компаний в Африке как раз и заставляет Брюссель принимать срочные меры для защиты здесь своих интересов.