В Армении переходит в решающую фазу кампания по выборам президента республики: вчера в шесть часов вечера по местному времени республиканский избирком прекратил прием заявлений от желающих попасть в число кандидатов.
В мае 2007 года Армения выбрала новый состав парламента. Имя своего нового руководителя главный закавказский союзник России узнает после подведения итогов голосования 19 февраля 2008 года. На вчерашнем промежуточном старте кандидатов оказалось девять. С нового года избирком начнет принимать от них документы для регистрации, а после 20 января те, кого зарегистрируют, вступят в решающую схватку.
Даже если процедуру регистрации пройдут не все, уже ясно, что передача власти от действующего президента Роберта Кочаряна действующему же премьер-министру Сержу Саркисяну не будет гладкой. Среди кандидатов значится Левон Тер-Петросян
(на снимке), первый президент суверенной Армении, некогда лидер Армянского общенационального движения, которое покончило в республике с советской властью. Еще недавно Левон Тер-Петросян тихо трудился на посту директора «Матенадарана» -- уникального хранилища древних манускриптов в Ереване.
62-летний Тер-Петросян -- фигура противоречивая (в 1998 году ему пришлось досрочно оставить президентский пост из-за разногласий со своим окружением по урегулированию в Нагорном Карабахе и отношениям с Турцией). Но это и очень харизматическая фигура. Его участие обещает сделать кампанию напряженной. Его поддержал блок оппозиционных партий и движений, вполне твердо выступающих за армянские национальные интересы, в том числе в Карабахе, но стремящихся преодолеть международную изоляцию Армении и ускорить ее движение в сторону Запада.
На сегодня из-за конфликта в Карабахе страна отрезана от Азербайджана сплошной линией фронта, а от Турции, поддерживающей Азербайджан, -- непроницаемой границей (с Турцией у Армении почти нет ни воздушного, ни сухопутного сообщения). Относительная прозрачность границы с Грузией мало что дает Еревану в условиях противостояния Грузии и России. Тем более что Грузия с Азербайджаном все более настойчиво обозначают в качестве цели европейскую интеграцию. А пока синий со звездами флаг Евросоюза авансом вьется перед грузинскими госучреждениями, Баку и Тбилиси строят общую железную дорогу. Которая превратит Армению в транспортный аппендикс, соединенный с внешним миром только высокогорным шоссе в Иран.
Тер-Петросян и его единомышленники полагают, что сохранение действующего режима может превратиться в экзистенциальную угрозу Армении как государству: блокада подрывает экономику, жители уезжают из страны, власть криминализована и озадачена главным образом воспроизведением самой себя, вопрос Нагорного Карабаха заморожен. Сторонники Тер-Петросяна понимают, что у них возникнут сложности с доступом к основным СМИ, которые уже начали кампанию против очередных «оранжевых революционеров».
Действующий президент 53-летний Роберт Кочарян, который, как и Владимир Путин, изначально пообещал не переступать через конституционное правило двух президентских сроков, хотел бы видеть в качестве президента нынешнего премьера 53-летнего Сержа Саркисяна, карьерного силовика и лидера победившей в мае на парламентских выборах Республиканской партии. В руках Саркисяна вся административная машина. На него ставит и Россия, традиционно полагающая, что консервация нынешней власти для нее благоприятнее, чем смена элит.
Для Москвы происходящее в Армении может стать своеобразной репетиций накануне российских президентских выборов. Сам Кочарян пока не метит в национальные лидеры, но намекает, что мог бы «отступить» на пост премьера. Но, несмотря на референдум 2005 года, который несколько расширил полномочия правительства по отношению к президенту, хозяином положения все равно останется глава государства. Тем более что Республиканская партия, имеющая в парламенте большинство, поддерживает Сержа Саркисяна, а не Роберта Кочаряна.
Пока г-н Кочарян резко критикует сильнейшего потенциального конкурента своего преемника -- главным образом за то, что в годы правления Тер-Петросяна в Армении заметно не хватало еды, тепла и света. Сторонники Тер-Петросяна отвечают в том духе, что тепла и света за последние годы стало пусть и больше, но ненамного, и обещают пролить свет на расстрел армянского парламента в октябре 1999-го, расследование которого при Кочаряне не продвинулось.
Помимо двух важнейших фигурантов -- Левона Тер-Петросяна и Сержа Саркисяна -- на "линию готовности" вышел также бывший спикер парламента Артур Багдасарян, оказавшийся главным «оранжевым» лидером на весенних парламентских выборах (его партия получила 7% голосов). Среди кандидатов также один из вождей старейшей армянской партии «Дашакцутюн» Ваан Ованесян, опирающейся на 13% избирателей. Остальные пять кандидатов будут, вероятно, играть роль статистов.