Вопреки постоянным заверениям российского президента
об отказе выдвигаться на третий срок истеблишмент с завидным упорством продолжает изыскивать варианты. Недавно третий человек в иерархии государственной власти, спикер Совета Федерации
Сергей Миронов со всей определенностью высказался на сей счет: «Я четко и коротко сказал: без изменения Конституции РФ алгоритмы есть, и на эту тему я серьезно думаю, и более того, могу сказать, что серьезно работаю». Позднее он выразился более определенно. В том духе, что оптимальной работой для главы государства, завершающего свой срок, стала бы должность спикера Совета Федерации. Тот же г-н Миронов озвучивал сценарий с возможностью досрочного ухода президента Путина в отставку после думских выборов, чтобы уже 2 марта 2008 года он смог бы баллотироваться на третий срок "не подряд". Впрочем, более вероятным кажется другой сценарий.
Владимир Путин в качестве "паровоза" только что обеспечил "Единой России" в Государственной думе квалифицированное большинство. Он сам, разумеется, депутатом не станет. Позднее, а именно 2 марта 2008 года, согласно действующей Конституции, пройдут выборы главы государства, выдвинутого формально правящей партией, а по сути, самим Путиным. У России появится «технический» президент. Затем на рассмотрение Думы внесут кандидатуру председателя правительства -- Владимира Путина (он сам не исключал такой вариант на предвыборном съезде "Единой России", когда согласился возглавить список партии на думских выборах). Естественно, эта кандидатура получает вотум доверия. Происходит своеобразная рокировка, власть продолжает оставаться в руках того же человека. Так без малейших законодательных изменений Россия на время де-факто превращается в парламентскую республику, где главе государства отводятся в основном представительские функции.
Уместно напомнить, что сходный вариант некогда предлагал Михаил Ходорковский, замысливший включиться в большую политику. За что жестоко поплатился. Но между этими двумя проектами есть принципиальное различие. В отличие от заклятого врага, отправленного на нары с помощью Басманного правосудия, сторонникам бессрочного правления Путина этот вариант понадобился не в чистом виде, а в модифицированной редакции. Он взят на вооружение лишь с тактической целью -- продлить пребывание на вершине политического олимпа.
Поэтому премьерство при "техническом" президенте лишь шаг в этой комбинации. Следующим предсказуемым шагом станет «добровольная» отставка номинального главы государства по состоянию здоровья либо по возрасту (66-летний премьер Виктор Зубков для такого варианта кажется наиболее предпочтительной фигурой "преемника"). Тогда даже без выборов и.о президента по Конституции станет номинально второе, а реально первое лицо -- премьер-министр Путин.
По "ходу пьесы" можно реформировать Конституцию, увеличить президентский срок до семи лет, как недавно предлагал сам Владимир Путин. Затем избираться еще как минимум два раза.
В создаваемой конструкции парламенту, как и нынче, отводится вспомогательная функция штамповщика проектов, спускаемых сверху. А остальным партиям -- роль статистов в декорациях парламентско-президентской республики. Таким способом российский парламентаризм обрекается на мексиканскую модель развития. Именно так было в этой латиноамериканской стране на протяжении почти 70 лет. Правящая Институционно-революционная партия контролировала все сферы общественной жизни, а миноритарии, представленные в конгрессе республики, служили своеобразным декоративным обрамлением «управляемой демократии».
Теперь в Мексике консолидировалась трехпартийная конфигурация, придающая политической системе большую устойчивость. При этом в Мексике регулярно происходила ротация первых лиц. Каждые шесть лет сменялись и продолжают сменяться фигуры на властном олимпе. И никто из них не предпринимал попыток задерживаться больше одного срока. Кстати, даже в Мексике закон запрещал главе государства агитировать перед выборами за свою партию. Когда в 2003 году накануне промежуточных парламентских баталий тогдашний президент Висенте Фокс дал команду прокрутить по телевизору ролик, превозносивший деятельность правящей партии, высшая электоральная инстанция распорядилась снять с показа эти ролики и оштрафовала главу государства.
В мире изобретено немало способов оставаться на вершине властной пирамиды. Венесуэльский президент Уго Чавес в поисках вариантов пролонгации полномочий пошел по непроторенному пути. Заняв легитимно свой пост в феврале 1999 года, он сначала реформировал основной закон, в соответствии с которым мандат главы государства увеличился с пяти до шести лет. Затем, в 2000 году, прошли президентские выборы. Чавес остался на занимаемой должности. Но первые два года списал на так называемый "переходный период". В декабре 2006 года он избрался в очередной раз и получил право находиться в кресле главы государства вплоть до 2013 года. Это самый длительный срок на континенте, не считая Кубы, которой Фидель Кастро правит с момента революции 1959 года. Но бывший подполковник парашютного десанта Чавес не успокоился на достигнутом. Недавно он заявил: «Полагаю, что народ, если он того пожелает, нельзя лишать права переизбирать любого соотечественника в третий, четвертый, пятый или шестой раз, чтобы тот мог управлять государственным кораблем». Правда,
вынеся соответствующие поправки в Конституцию на референдум, он проиграл его -- народ не захотел, чтобы Чавес правил страной пожизненно.
Прокладывая путь к бессрочному правлению, венесуэльский президент сделал это не без теоретической подсказки аргентинского социолога Норберто Сересоле, который выдвинул такую идею. Он утверждал, имея в виду Уго Чавеса, что народ в 1998 году избрал не просто президента, а национального лидера. Исходя из этого делался вывод, что президент имеет право оставаться на своем посту неопределенное количество времени, ибо получил соответствующий мандат.
В той же Венесуэле в первой трети прошлого века в течение 27 лет единолично правил Хуан Висенте Гомес. Делал это он своеобразным образом. Утомившись в столице, он время от времени оставлял свой пост номинальному президенту, а сам удалялся в загородную резиденцию и оттуда реально руководил страной. Номинальных президентов было много, а в памяти простых людей остался только один. Подобных лидеров в Латинской Америке называли каудильо, вождь. Они присваивали себе право находиться на вершине власти столько, сколько вздумается.
Возвращаясь к России, заметим, что идея продления полномочий главы государства на неопределенный период завладела умами значительной части российского истеблишмента. Так возникла идея превращения нынешнего президента в "национального лидера"-- неинституционального руководителя государства, без четких полномочий, но с безграничной властью.
Ряд отечественных экспертов вслед за лидерами «Единой России» утверждают, что выборы в Государственную думу
на самом деле действительно были плебисцитом о доверии нынешнему президенту. Если следовать подобной логике, правильнее было бы говорить, что прошедшие выборы -- лишь "разведка боем". После обнародования их официальных результатов уместно было бы провести сам референдум с одним-единственным вопросом. Понятно каким.
Не выдерживает критики и утверждение, будто бы чрезмерное укрепление доминантной партии является свидетельством зрелости парламентаризма. Пример Мексики, приведенный выше, говорит об обратном, а именно о политической монополии. А она во всех случаях контрпродуктивна.
Когда элита тех или иных стран в сиюминутных интересах сознательно пренебрегает политическим воспитанием народа, не прививает ему базовых ценностей демократии, в числе которых регулярная смена власти, когда близкие власти политологи пытаются подвести под это псевдотеоретическую базу, «в сухом остатке» государство получает неполноценных граждан. Такие граждане не участвуют в процессе развития государства и не желают нести никакой ответственность за судьбу страны.