Время новостей
     N°21, 06 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2002
Пентагон спасает российский ВПК
Увеличение военного бюджета США принесет России 416 млн долларов
Российское военно-промышленное руководство с очевидным нетерпением ожидает утверждения параметров американского бюджета-2003. Причем дело на сей раз даже не в традиционном желании выбить из правительства дополнительные средства на программы перевооружения собственной армии, ссылаясь на беспрецедентный рост расходов Пентагона. Хотя переданный на этой неделе президентом США Джорджем Бушем в конгресс проект федерального бюджета-2003 действительно предполагает увеличить расходы на оборону сразу на 48 млрд долларов, доведя их в целом до рекордной цифры 379 млрд. Тем не менее российский ВПК волнует сейчас не столько судьба всей этой астрономической суммы, сколько благополучное утверждение конгрессом лишь малой ее части -- 416 млн долларов, которые значатся в проекте бюджета Пентагона отдельной строкой в качестве предстоящих расходов по так называемой программе Нанна--Лугара. Эти деньги предназначены для оказания помощи России в ликвидации излишков ее стратегических наступательных вооружений. И сумма эта, составляющая лишь доли процента оборонных расходов США, весьма внушительна для отечественного ВПК. Это около 20 процентов российского гособоронзаказа-2002.

Действие программы Нанна--Лугара началось в 1992 году, а летом 1999-го стороны согласились продлить ее на очередные семь лет. Согласно данным российского МИДа, расходы США только за первую «семилетку» составили около 1,7 млрд долларов. Впрочем, американский госдеп называл еще более внушительную цифру, заявляя о том, что общий объем ассигнований с 1992 по 2001 год составил 4 млрд долларов. Правда, в этом случае речь уже шла не только о самой программе Нанна--Лугара, но и еще примерно о трех десятках других совместных программ, в рамках которых американцы помогали нам в снятии с боевого дежурства и утилизации межконтинентальных баллистических ракет, уничтожении их стартовых позиций, разделке на металлолом стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок, обеспечении безопасной перевозки ядерных боеголовок и их надежного хранения, ликвидации наших химических арсеналов и т.д. и т.п.

Выступая в конце января на состоявшемся в Женеве заседании Международной конференции по разоружению, официальный представитель России Леонид Скотников не без гордости заявил о том, что Москва не только точно в срок -- к 31 декабря 2001 года -- выполнила свои обязательства до договору СНВ-1, но и сократила количество «развернутых стратегических носителей» и «числящихся за ними боезарядов» значительно ниже предписанного договором уровня: вместо 6,5 тыс. боеголовок у российской армии остается лишь 5518. Впрочем, полноправными «соавторами» этого достижения следует считать США, поскольку столь радикальные сокращения российских стратегических арсеналов без денег американских налогоплательщиков были бы просто невозможны.

Однако с приходом в Белый Дом Буша-младшего над российско-американской идиллией нависла серьезная угроза. Новый президент сразу же заявил о своем намерении пересмотреть программы финансирования разоружения России. Конечно, само по себе сокращение ядерных арсеналов Москвы американцев вполне устраивало, однако при этом их постоянно волновало, не «надувают» ли их русские, повышая на американские деньги боеготовность своих ракет, главной целью которых остаются при этом сами Соединенные Штаты. Правда, введенная по требованию американской стороны жесточайшая отчетность расходования финансовых средств вроде бы подтверждала, что деньги тратятся все же именно на разоружение нашей армии. Однако исходя из соображений секретности Москва далеко не всегда и не везде пускала «контролеров» из США. Кроме того, американских военных беспокоил сам факт, что выделяемые деньги помогают поддерживать производственный потенциал российского ВПК, пусть даже и за счет загрузки его заказами не на производство вооружений, а на их ликвидацию.

Помощь подоспела с неожиданной стороны: в защиту финансирования программы Нанна--Лугара выступило ЦРУ. В представленном им на прошлой неделе в конгресс новом докладе об опасности распространения оружия массового поражения выражается обеспокоенность «утечками российских технологий в Иран, Индию, Китай и Ливию». ЦРУ пообещало конгрессу шпионить за нами еще пристальнее: «наблюдению за поведением России в области распространения будет уделяться очень большое внимание». И одновременно с этим порекомендовало продолжить программы помощи, поскольку российские «оборонная, биотехнологическая и ядерная отрасли все еще испытывают нехватку средств», поэтому лучше им помочь, чем вынуждать их искать себе «клиентов» на стороне.

Юрий ГОЛОТЮК