|
|
N°21, 06 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченцы могут помирить Россию и Грузию
Если уйдут из Панкисского ущелья
В «холодной мини-войне», которую давно ведут Москва и Тбилиси, наметился перелом. Владимир Путин поручил вчера министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу «вступить в контакт с грузинскими коллегами и представить план действий» по возвращению из Панкисского ущелья чеченских беженцев. Договоренности разрядить ситуацию в Панкиси были достигнуты на последнем саммите СНГ президентами Путиным и Шеварднадзе и детализированы во время недавнего визита в Тбилиси секретаря российского Совбеза Владимира Рушайло.
В результате переплетения многочисленных конфликтов последних лет отношения Москвы и Тбилиси испортились напрочь. Россия обвиняла Грузию в попустительстве чеченским боевикам и чуть ли не поддержке международного терроризма, а Грузия Россию -- в грубом имперском подходе. Согласие Эдуарда Шеварднадзе продлить мандат российских миротворцев в Абхазии стало первым сигналом возможного потепления. Теперь на очереди Панкиси. По словам Сергея Шойгу, предстоит решить «многоплановую задачу», которая включает в себя обеспечение транспортных схем, сотрудничество с грузинскими партнерами по спискам, предоставление возвращающимся жилья. Со своей стороны президент Грузии заявил, что не сомневается в решимости беженцев вернуться при минимальных условиях стабильности в Чечне.
Официальный представитель министерства по делам беженцев и расселению Грузии Ираклий Пирцхалава заявил газете «Время новостей», что это ведомство готово к переговорам по возвращению беженцев, но предсказал, что они могут быть «длительными и деликатными», потому что многие примерно из 7700 находящихся в стране чеченских беженцев с недоверием относятся к российским гарантиям безопасности. Кроме этого к решению технических и финансовых вопросов должны подключиться международные организации.
Скорее всего главный «технический» вопрос -- как распознать, беженец это или боевик. Вероятно, о сотрудничестве по этой проблеме и договаривался Рушайло в Тбилиси с министрами МВД и МГБ. Тем паче что после переговоров с коллегой секретарь совета национальной безопасности Грузии Нугзар Саджая признал: среди чеченских беженцев в Панкисском ущелье есть участники боевых действий в Чечне. Российские же спецслужбы утверждают, ссылаясь на перехваченный приказ Аслана Масхадова, что чеченские боевики рассматривают Панкиси не только как свою базу, но и как «исконно ичкерийскую землю», на которую распространяется «юрисдикция» Ичкерии. Спрашивается, как тогда избежать всплеска чечено-кистинских эмоций, когда в ущелье прибудут российские эмиссары?
Генпредставитель Чечни в Грузии Хизри Алдамов утверждает, что вернется только малая толика, потому что никаким гарантиям России чеченцы не поверят. Впрочем, Грузия, понимая, что ей все сложнее становится справляться с обвинениями России в «прочеченской» позиции, может косвенно попытаться интенсифицировать процесс возвращения беженцев. Тем более что Тбилиси испытает огромное облегчение, если чеченские гости покинут наконец грузинскую территорию -- за время их пребывания криминогенная обстановка в стране ухудшилась кардинально. А проводить оперативные мероприятия в печально известном регионе без наличия там чеченских беженцев станет намного легче. Правда, как заверил советник президента Грузии Шалва Пичхадзе, совместные с Россией войсковые операций в Панкисском ущелье исключены, так как это втянет Грузию в войну. Однако сотрудничество по проблеме чеченских беженцев может стать пробным камнем способности Москвы и Тбилиси восстановить подорванные отношения.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси