|
|
N°224, 06 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фотографии из подполья
В Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка «Ленинградский фотоандеграунд»
На выставке представлены работы 14 ленинградских фотографов 1960--1980-х годов. Современным молодым фотографам трудно объяснить, что безобидные снимки мусорных свалок или фото уснувшего на газоне пьяницы всего немногим более 20 лет назад расценивались как преступление. А за снимки обнаженной натуры или очередей к пивному киоску фотографа спокойно могли лишить не только места работы, но и свободы. Потому что подобное творчество на языке советских руководителей культуры в штатском называлось «идеологической диверсией».
На выставке в Строгановском дворце представлены фотографии всех жанров -- портреты, пейзажи, жанровые сценки, ню, натюрморты, документальные репортажные снимки. Всех авторов этих работ когда-то собрал вокруг себя известный ленинградский поэт Константин Кузьминский -- один из самых ярких представителей культуры ленинградского андеграунда. Именно по просьбе Кузьминского фотографы снимали хронику событий неофициальной ленинградской культуры -- поэтические чтения, нелегальные квартирные выставки, портреты самиздатовских писателей и художников, первые рок-концерты. Кузьминский же устроил и первую выставку неофициальной фотографии в своей квартире еще в 1974 году.
Организаторам выставки пришлось долго и скрупулезно собирать экспонаты -- многих авторов уже нет в живых, их архивы исчезли, и только отдельные работы, сохраненные друзьями, нашлись. Занятия фотографией как искусством в советские времена было делом небезопасным: обнаженная натура однозначно считалась порнографией, поиски в области формы назывались «мелкобуржуазным формализмом», и за все это немало фотохудожников заплатили здоровьем и жизнью. Один из самых интересных ленинградских фотографов -- Вячеслав Михайлов умер в сумасшедшем доме. Несколько лет провел в психиатрической тюремной больнице фотограф Валентин Самарин, а после выхода оттуда его просто выгнали из страны. Фотография как направление в искусстве была признана в нашей стране только в начале 90-х годов.
Подвыпившая пожилая женщина кружит, раскинув руки, посреди серого ленинградского двора. Огромная очередь к пивному ларьку растянулась почти на квартал, а рядом с ларьком, на газоне, сладко спит какой-то счастливчик, засветло добравшийся до пива -- «язвы социализма», о которых нельзя было говорить, а уж показывать тем более. И сегодня благодаря этой выставке та, «застойная» жизнь, портреты ее рядовых и героев снова напоминают, как невелико это расстояние, пройденное нами так стремительно и безоглядно, как мало изменилось в нашей жизни.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург