Государственной думе пятого созыва уже в первые дни своей работы, в декабре, возможно, предстоит начать рассмотрение ряда наиболее
концептуальных законопроектов, касающихся судебной реформы. По крайней мере большие надежды на это возлагает председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев, который вчера на заседании Совета судей РФ выступил с докладом перед своими коллегами. Речь идет о принятии Кодекса об административном судопроизводстве, на основании которого будут созданы административные суды, где будут рассматриваться споры граждан с властями, и в частности споры, связанные с выборами в органы власти. Кроме того, в декабре ВС планирует внести в Госдуму проект федерального конституционного закона, связанного с компенсацией за судебную волокиту и неисполнение решений судов. Этими жалобами сверх меры завален Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а с принятием нового закона наши граждане, как отметил г-н Лебедев, смогут восстановить свои права в рамках российской судебной системы. В ближайшие дни, сообщил председатель ВС, может быть подписан закон и о реформе гражданского процесса, согласно которому будет значительно упрощен порядок пересмотра вступивших в силу судебных решений (гражданский надзор).
Вячеслав Лебедев рассказал, что на прошлой неделе в составе российской делегации он побывал в Женеве на совещании при верховном комиссаре ООН по правам человека. «Там обсуждалась проблема, которая постоянно находится в сфере внимания нашего общества, -- это мера пресечения в виде заключения под стражу, -- сказал председатель ВС. -- Представители ФСИН неожиданно объявили о том, что суды выносят больше решений об арестах, чем раньше прокуроры. Это неправильно, это неверно. Это реально искажает ситуацию. Даже сейчас судьи на треть меньше арестовывают, чем раньше это делали прокуроры». Тем не менее обоснованность вынесения ареста, вернее, частое отсутствие таковой -- одна из основных претензий, которые российской судебной системе предъявляет ЕСПЧ. И г-н Лебедев вчера еще раз напомнил коллегам, что постановление о вынесение ареста «должно быть мотивированным».
Европейское правосудие критиковало российское еще по двум параметрам. Первый касался гражданского надзора -- пересмотра уже вступивших в силу судебных решений по гражданским делам. Эта инстанция, заключающая в себе несколько промежуточных, по сути, сводила на нет весь смысл судебного спора, решения по одному и тому же делу могли меняться на противоположные множество раз, а сам процесс, как и в одноименном романе Франца Кафки, мог длиться практически бесконечно. Отреагировав на замечания европейских коллег, Конституционный суд принял постановление о необходимости проведения реформы гражданского надзора, а Верховный суд разработал законопроект. Его глава сообщил вчера, что принятый парламентом закон о внесении изменений в ГПК может быть подписан президентом уже на днях. Г-н Лебедев перечислил несколько наиболее важных его положений. «Существенно сократилось число надзорных инстанций. Раньше их было 13. Теперь будет всего одна на уровне республиканских, краевых и областных судов и три в Верховном суде», -- сказал он.
Также сократится срок подачи надзорной жалобы -- с одного года с момента вступления решения суда в силу до шести месяцев. Такой же срок будет отмерен и для самого председателя Верховного суда и его заместителей, которые имеют право вносить в президиум ВС представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Но представления они смогут вносить только в том случае, если жалобу подает и одна из сторон по данному делу. Кроме того, должностное лицо, внесшее представление, само теряет право на участие в рассмотрении этого дела. Таким образом, как подчеркнул г-н Лебедев, надзор должен стать исключением, а все внимание должно быть уделено первой судебной инстанции и кассационной. Последняя также нуждается в серьезной реформе, так как в настоящее время работающие в ней судьи перегружены, и дела часто ставятся на поток -- один суд может рассматривать их сотнями в день, уделяя каждому всего по нескольку минут.
Вторая проблема, ставшая настоящим бичом для российского правосудия, -- это чрезмерно длительные сроки рассмотрения дел и неисполнение уже вступивших в силу судебных решений. Россияне буквально завалили ЕСПЧ подобными жалобами, и по каждой из них Страсбургский суд, работающий по прецедентной практике, автоматически штрафует федеральную казну на несколько тысяч евро. ВС разработал законопроект, который позволил бы гражданам решать эту проблему в рамках национальной судебной системы. Он так и называется -- «О возмещении государством вреда, полученного вследствие нарушения разумных сроков рассмотрения дел и неисполнением вступивших в силу судебных решений». Согласно этому проекту граждане за компенсацией нарушенного права на справедливое судебное разбирательство смогут обращаться в российские суды, а не в Страсбург.
«Если бы сегодня в суды поступили подобные обращения, то никто не имел бы права отказать в их рассмотрении. И подобные случаи были даже в те времена, когда действовал ГПК РСФСР. Но они единичны. А так как в данном случае речь идет и о Европейском суде, то в России должен быть принят специальный федеральный конституционный закон», -- пояснил «Времени новостей» Вячеслав Лебедев. Он сообщил, что законопроект уже направлен в Совет Европы: «К концу недели СЕ даст свое заключение. И тогда в декабре, возможно, будет внесен на рассмотрение Госдумы». Кроме того, председатель ВС подчеркнул, что планируемые изменения не лишают права желающих обращаться в ЕСПЧ.
Глава судейского сообщества также посетовал, что до сих пор в парламенте не были рассмотрены два важных законопроекта -- Кодекс об административном судопроизводстве и закон об открытости судебной системы, и выразил надежду, что этим вплотную займется Дума нового созыва. «Во время предвыборной кампании несколько партий, очень известные политики и законодатели как раз говорили об этом», -- вспомнил председатель ВС. Тот факт, что у нас до сих пор не созданы административные суды, по его словам, нарушает Конституцию, поскольку ею они предусмотрены. Эти суды должны будут рассматривать споры граждан с властями, к ним будут отнесены и все дела, связанные с выборами. Закон об открытости судебной системы, призванный гарантировать доступ общества и организаций к информации о судах и их деятельности, лежит без движения в Думе уже два года. «Вся наша работа должна быть прозрачна. Закрытость -- это одна из причин коррупции, -- сказал г-н Лебедев. -- Дума может не соглашаться с законом, но рассматривать она его должна».
С докладом выступил вчера и председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов. Он заявил, что судейскому сообществу нужно вплотную заняться решением нескольких существенных проблем, в том числе и обеспечением независимости судей. «Скажу прямо, в последнее время независимость судей не выросла. И это еще очень дипломатично сказано. Надо обсудить, что этому препятствует», -- сказал г-н Иванов. Однако председатель ВС сомневается, что независимость судьи требует дополнительных подкреплений. «Независимость судей -- это извечная тема. Надо ли усиливать гарантии и их совершенствовать? Эти гарантии уже обеспечены, их надо только соблюдать. А если у какого-то судьи не хватает «стержня» и он начинает под кого-то подлаживаться, то гарантии тут ни при чем. Такому судье надо бежать из судебной системы, ему в ней не место», -- заявил Вячеслав Лебедев.