Ситуация вокруг иранской ядерной программы в последние дни несколько разрядилась. Это дает основания предположить, что до конца года вопрос о новом ужесточении международных санкций против Ирана так и не будет поднят в Совете Безопасности ООН, хотя еще летом это не исключалось.
Иранцы склонны к продолжению диалога. Подтверждением этому стали прошедшие вчера переговоры в Москве, где побывал
новый секретарь иранского Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) и главный представитель Тегерана на переговорах по ядерной проблеме Саид Джалили. Сразу после переговоров глава МИД России Сергей Лавров объявил, что на этот раз заметил у Тегерана "правильный настрой". Саид Джалили также назвал свой визит в Россию "очень хорошим" и послужившим "укреплению стратегических отношений между нашими странами". Однако намеченную на вечер пресс-конференцию в иранском посольстве гость все-таки отменил, предпочтя как можно скорее вернуться в Тегеран.
Возможно, о переговорах он решил поскорее рассказать не журналистам, а собственному руководству. Ведь Джалили пообщался не только с главой МИДа Лавровым, но и в Ново-Огареве с президентом Путиным. Тот отметил, что Иран уже лучше сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). «Мы рассчитываем, что все программы в ядерной сфере будут открытыми и будут проходить под контролем этой организации», -- подчеркнул Путин.
Российский президент передал "наилучшие пожелания" духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи. Они знакомы лично.
Во время визита в Тегеран в октябре Владимир Путин встретился с Али Хаменеи и передал ему послание о путях разрешения ядерной проблемы, содержание которого до сих пор неизвестно.
Саид Джалили вчера подтвердил приверженность иранцев Договору о нераспространении ядерного оружия и заверил Россию
в намерении Ирана продолжить сотрудничество с МАГАТЭ. В ноябрьском докладе гендиректора этой организации Мухаммада аль-Барадеи было сказано о «значительной, но недостаточной степени сотрудничества иранских властей по проблеме ядерной программы».
Сейчас многое зависело от встречи 30 ноября Саида Джалили с верховным представителем Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой. Но последний назвал ее итоги «разочаровывающими», что вновь накалило ситуацию.
Некоторые российские эксперты полагают, что Хавьер Солана не договорился с Саидом Джалили еще и потому, что европейцы пока не нашли подходов к этому новому иранскому переговорщику. Напомним, что в середине октября Саид Джалили сменил более знакомого западным дипломатам Али Лариджани. «Та замена означала ужесточение позиции Тегерана», -- отметила "Времени новостей" эксперт по Ирану Института востоковедения РАН Людмила Кулагина.
Однако завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова полагает, что если не в европейских столицах, то в Москве уж точно найдут общий язык с Саидом Джалили. И как раз Али Лариджани, по словам нашей собеседницы, "являлся жестким переговорщиком". А вот фигура Джалили вполне устраивает Россию: «Новый глава ВСНБ Ирана выступает за более активный диалог с МАГАТЭ, а это то, чего добивается Москва».
Успеху переговоров в Москве способствовал и частично рассекреченный накануне в США доклад под названием "Иран: ядерные намерения и возможности". Документ опубликовал аппарат директора национального разведывательного сообщества Майкла Макконнелла по его указанию. Там сказано, что Тегеран прекратил реализацию программы создания ядерного оружия еще осенью 2003 года. Авторы признали, что американские эксперты переоценивали иранскую ядерную угрозу: «Решение Тегерана приостановить программу по созданию атомного оружия указывает, что он в меньшей степени стремится к обладанию ядерным оружием, чем мы предполагали с 2005 года».
"Американская сторона сама уже подтверждает тот факт, что никакой деятельности по производству ядерного оружия Иран не имел", -- заявил еще в Москве Саид Джалили. Выводами разведки воспользовались и внутренние оппоненты президента США. «Надеюсь, что эта администрация внимательно прочитает доклад и скорректирует свою риторику и политику в отношении Ирана», -- заявил лидер демократического большинства в сенате Гарри Рид.
В России также многим понравился доклад. Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев назвал прежние прогнозы о ядерной угрозе со стороны Ирана «неправильной конструкцией, которая не выдержала никаких испытаний и поставила США и весь мир в крайне опасную ситуацию». Сегодня американские разведчики извлекли «уроки из ошибок прошлого», так как «решились, несмотря на жесткое давление администрации», опубликовать выводы, которые "гладят президента США против шерсти", отметил Косачев. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов уверен, что "США, признав мирный характер иранских ядерных разработок, лишили своих ястребов оснований требовать удара по Ирану".
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прокомментировал доклад по обыкновению емко: «Иранское ядерное досье закрыто. Ядерный вопрос пришел к завершению». А официальный представитель иранского правительства Голямхоссейн Эльхам даже заявил, что США должны заплатить Ирану за обвинения в разработке ядерного оружия.
Тем не менее в Белом Доме не считают иранское досье закрытым. «Национальная разведывательная оценка ясно показывает, что Иран следует воспринимать серьезно, как угрозу миру. Мое мнение не изменилось», -- заявил вчера Джордж Буш, обсудив иранскую ядерную проблему по телефону с Владимиром Путиным. "Иран был, есть и будет опасен, если у него будут знания для изготовления ядерного оружия" -- добавил Буш. По его словам, США продолжат оказывать давление на Тегеран, чтобы тот прекратил реализацию ядерной программы.