Время новостей
     N°223, 05 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2007
Плановая эргономика
Москомархитектура обещает сделать столицу комфортной к 2025 году
Рассмотрение Генплана Москвы на вчерашнем заседании столичного правительства стало своего рода покаянием властей за многолетнюю градостроительную политику, ставившую во главу угла интерес инвестора и чиновника, а не горожанина. Дабы не подставлять мэра Юрия Лужкова, возглавляющего городскую администрацию уже более 15 лет, груз публичного раскаяния взвалил на себя главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Именно он признал, что перманентное освоение строителями территории Москвы велось хоть и в соответствии с утвержденным в 1999 году Генпланом, но в неверном направлении. В итоге за последние восемь лет развитие дорожной и социально-бытовой инфраструктуры существенно отстало от необходимых многомиллионному городу объемов. «Мы раньше по-другому считали и не так думали», -- оправдывался глава Москомархитектуры. И пообещал исправиться к 2025 году. По словам г-на Кузьмина, в отличие от действовавшего до настоящего времени Генплана новые разработки его ведомства носят исключительно социальную направленность.

«Сейчас отставание касается строительства школ, детсадов и спортивных комплексов. Кроме того, городу не хватает объектов культуры «шаговой» доступности», -- заявил Александр Кузьмин, отметив, что при этом «строительство жилья идет с превышением показателей, заданных в Генплане». Но в дальнейшем, заверил он, власти будут ориентироваться не столько на создание удобства для инвесторов, сколько на «комфортность проживания и работы в городе» обычных москвичей. В частности, в соответствии с уточненным Генпланом до 2025 года в Москве должно быть построено порядка 90 млн квадратных метров площадей как социального жилья, так и объектов социальной инфраструктуры. К тому же времени, по словам главного архитектора, должно вырасти число новых школ, больниц, спортивных объектов.

Кроме того, новая редакция главного градообразующего документа предусматривает более четкое разделение столицы на центр и периферию. «Мы уже сейчас строим в основном на периферии», -- заметил Александр Кузьмин, сославшись в том числе на ревностную охрану зон исторического наследия. Правда, руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук напомнил, что только в последнее время особо охраняемые зоны подвергались корректировке 56 раз, так как многие действующие регламенты их использования можно «трактовать двояко».

Впрочем, зонирование Москвы по принципу культурный центр -- рабочая периферия, по словам г-на Кузьмина, прежде всего должно решить транспортную проблему. «В новых строящихся жилых кварталах необходимо предусматривать создание рабочих мест, чтобы снизить нагрузку на транспортную систему города», -- считает главный архитектор. Для уменьшения автомобильных пробок, по его подсчетам, примерно 40% москвичей должны работать по месту своего жительства. Идея создания в «шаговой доступности точек приложения труда» особенно вдохновила мэра Юрия Лужкова. По мнению градоначальника, по эффективности разгрузки транспортной системы такие жилищно-производственные микрорайоны могут оказаться куда эффективнее политики ускоренного строительства линий метрополитена и столичных магистралей.

Уточненный Генплан, конечно же, предусматривает большие объемы транспортного строительства, однако и сами градостроители признают, что выполнить заложенные в нем задачи будет непросто. В частности, предполагается создать порядка 350 км новых наземных магистралей и 440 км подземки. Первостепенной, по словам г-на Кузьмина, является строительство 74 км четвертого транспортного кольца, которое должно завершиться в 2015 году, и строительство дублеров Дмитровского шоссе вдоль Савеловского направления МЖД, Ленинградского шоссе, Варшавского шоссе. А также автодороги Москва--Ногинск--Орехово-Зуево с выходом на Северную рокаду, вход Егорьевского шоссе на Южную рокаду в черте МКАД, вход автодороги «Крым» на дублер Варшавского шоссе и строительство входа автодороги «Беларусь» в пределы МКАД на южный дублер Кутузовского проспекта. Кроме того, полная реконструкция предстоит не только Ленинградскому шоссе, но и Дмитровскому, Ярославскому, шоссе Энтузиастов, Волгоградскому проспекту.

Раскаяние архитекторов и предложения по актуализации Генплана города на ближайшие 18 лет Юрий Лужков счел в целом «сбалансированными». В то же время он отметил, что Москомархитектуры вновь забывает о весьма существенных элементах «формирования комфортной среды обитания москвичей» -- в частности, Генплан упустил перспективное строительство объектов для размещения личного автотранспорта. Кроме того, градоначальник считает нецелесообразным вкладывать бюджетные средства в реконструкцию девяти- и одиннадцатиэтажек 60-х годов постройки, которые по состоянию инфраструктуры и уровню комфортности сопоставимы со сносимыми сегодня пятиэтажками первого периода индустриального домостроения. По мнению г-на Лужкова, эти дома также должны идти под снос, освобождая место для нового строительства. На доработку документа мэр отвел месяц, но на рассмотрение в Мосгордуму новый Генплан попадет не раньше середины следующего года, уже после публичных слушаний в городских округах. И при таких темпах утверждения не исключено, что реализовывать его, исправляя ошибки прошлых лет, придется уже совсем другой управленческой команде.

Юлия ХОМЧЕНКО