|
|
N°223, 05 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вектор развития
Месяц прошел под знаком выборов и создания иллюзии их абсолютной предрешенности. «Единая Россия» и ее лидер, возглавивший партийный список, доминировали на телеэкране, не считаясь с избирательным законодательством. Отчеты о партийных мероприятиях «Единой России» и встречах лидера с народом в новостях большинства каналов занимали главное место, доходя до 15--17 минут. Неудивительно, что народ так и не понял, что «Единая Россия» отказалась от участия в теледебатах, и часть опрошенных во время одного из социологических исследований сообщила, что партия участвует в дебатах, и весьма результативно.
Сами теледебаты были скучны и бледны. Их участники говорили общие слова и вяло собачились с конкурентами, причем в такое время, когда нормальные зрители политическое ТВ не смотрят.
Между тем, несмотря на предрешенность результата, телепрограммы, имитирующие политическую дискуссию, накануне выборов нагнетали истерию и вовсю доказывали, что «те, кто не с нами, тот против нас» («Судите сами», «К барьеру» и пр.). Одни и те же лица (Мигранян, Кургинян, Павловский, Леонтьев...) кочевали с канала на канал, пытаясь доказать, что Путин -- это наше все, в противном случае стране грозит возврат в «кошмар 90-х».
Отдельная песня -- деятели культуры, поставившие свои репутации и имена на службу власти. Их-то кто заставлял?
Единственная программа, которая следовала канонам и принципам объективной журналистики, -- «Неделя» с Марианной Максимовской. Пока другие шельмовали «врагов, шакалящих у иностранных посольств», «Неделя» показала разгром митингов несогласных в Ингушетии, Москве и Питере.
Как всегда, на борьбу с несогласными призвали спецжурналиста Аркадия Мамонтова, который смело разоблачил «шакалов» и их детей-мажоров, прожигающих жизнь по модным клубам за деньги партийных фондов.
На фоне массового народного энтузиазма, охватившего страну в преддверии выборов, неожиданно актуально прозвучал документальный сериал Беллы Курковой «На фоне Пушкина... 1937». Самое ужасное впечатление произвели хроникальные кадры, где народ с одинаковым энтузиазмом превозносит до небес «солнце русской поэзии» и проклинает «бешеных собак» -- врагов народа. Судьбы деятелей культуры, вовремя угадавших «вектор развития» и прилепившихся к власти, тоже наводят на грустные размышления.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»