|
|
N°223, 05 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пропаганда и развлечение
Предвыборная кампания была невыразительной (особенно предвыборные ролики) и завершилась ночью, похожей на съезд усталых победителей, который с триумфом обошла «Ликвидация». Предвыборное телевидение отработало как отлаженная идеологическая машина. Пропагандистский угар (шельмование «лихих» 90-х, враги внешние и внутренние, информационная зачистка несогласных), черный пиар (очернительство детей и молодых сторонников либеральных политиков, проверенная временем грязноватая провокация с показом человека, «похожего на..» -- псевдоролик СПС), спецмероприятия (грандиозное «лужниковское» стояние, «обращение» президента, поданное как «ответы на вопросы»), лицемерие дебатов (профессионально работал в предложенных обстоятельствах Э. Мацкявичюс) и цинизм «Реальной политики» (агитация в «день тишины» накануне голосования) -- все это результат административного ресурса, оправдываемой несвободы, подобострастия и культивируемых страха и самоцензуры. Пропаганда не мешала телевизионному развлечению. Единороссов не одомашнивали (обошлись без «без галстуков»), а их деловитость и созидательный настрой повсеместно подчеркивались в новостях, ассоциации с политическим моментом иногда рождали кинопоказ и названия проектов -- «вся президентская рать», «место встречи изменить нельзя», «минута славы». Призывали голосовать участники «Дома-2», и даже Анфиса Чехова (ТНТ) вещала, что «от того, какой вы сделаете выбор на избирательном участке, зависит ваша жизнь, в том числе и сексуальная». Для секс-символа и талисмана минувшей кампании центральным событием стала речь в «Лужниках», которая вся -- от прохода Героя на камеру до съемки с верхней точки дыхания масс -- была рассчитана на телевидение. И без него не имела бы смысла.
Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»