|
|
N°222, 04 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мишка по имени Мухаммад
Президент Судана простил учительницу-"богохульницу"
Кажется, все остались довольны вчерашним решением суданского президента Омара аль-Башира помиловать осужденную в этой стране за «оскорбление пророка Мухаммада» учительницу начальных классов англичанку Джиллиан Гиббонс. «Я в восторге! -- воскликнул премьер Соединенного Королевства Гордон Браун. -- Здравый смысл восторжествовал». К нему присоединился один из руководителей Мусульманского совета Великобритании Инаят Бунглавала: «Прекрасная новость! Уверен, что мусульмане и немусульмане Британии тепло встретят дома г-жу Гиббонс после всех ужасов, которые она претерпела от суданских властей».
Разочарована только сама 54-летняя педагог, которой не сегодня завтра придется покинуть Судан. «Мне, право же, очень жалко уезжать. Если бы можно было, я вернулась бы уже завтра. Хочу, чтобы все знали: со мной хорошо обращались, и самое главное -- хорошо кормили. Мне подарили столько яблок, что впору было ими торговать. Большинство суданцев были милы и великодушны со мной. У меня остались только хорошие впечатления от тех четырех месяцев, что я здесь проработала», -- сказала учительница после приезда из тюрьмы в британское посольство в Хартуме.
Началась эта история в сентябре, когда Джиллиан Гиббонс предложила своим первоклашкам придумать имя для плюшевого медвежонка. Выступал он в качестве учебного пособия -- в Судане медведи не водятся. Игрушку принесла семилетняя девочка, а один из ее сверстников (позже он дал показания в защиту учительницы) предложил назвать медвежонка Мухаммадом -- в честь любимого дяди. Предложение одобрили 20 из 23 подопечных Гиббонс, и она несколько легкомысленно бросила: «Ну и славно, у вашего пророка такое же имя».
Прошло более двух месяцев, прежде чем компетентные органы Судана осознали масштаб преступления и завели на британку уголовное дело. 25 ноября ее арестовали и спустя три дня, которые Гиббонс провела в СИЗО, обвинили в оскорблении ислама, чувств верующих и разжигании розни. Приговор по такому делу мог бы означать полгода заключения и 40 ударов плетьми. В Лондоне всполошились, и Форин-офис вызвал на ковер суданского посла. 29 ноября суд вынес вердикт: 15 суток ареста с последующей депортацией. На следующий день у президентского дворца сотни людей скандировали: «Этого мало! Убить ее, расстрелять!»
Властям пришлось перевести осужденную в другую тюрьму. В минувшую субботу в Хартум срочно прибыли британские пэры -- баронесса Саида Хусейн Варси, министр теневого кабинета тори по связям с общественностью, и лорд Назир Ахмед, лейборист. Они встретились с Джиллиан, а затем с президентским советником по внешней политике Гази Салахуддином. В воскресенье их принял и президент Омар аль-Башир -- единственный суданец, обладающий правом помилования по делу о богохульстве. И он им воспользовался, видимо, чтобы не допустить ухудшения и без того напряженных отношений с Западом.
Александр САМОХОТКИН