Кто-то кое-где у нас порой...
Российские наблюдатели считают, что нарушения на выборах были единичными и нетипичными
Во время
нынешней избирательной кампании почти 32 тыс. россиян воспользовались горячей линией, чтобы сообщить о нарушениях, замеченных ими во время агитации и в ходе самого голосования. «9487 обращений поступило непосредственно 2 декабря, -- сообщил вчера журналистам директор Российского фонда свободных выборов, член Общественной палаты Андрей Пржездомский. -- По нарушениям на избирательных участках было 1287 обращений граждан. Это достаточно серьезная цифра для того, чтоб обеспокоиться тем, как организуется избирательный процесс». «В ряде регионов велась незаконная агитация, ограничивался доступ наблюдателей на избирательные участки, списки избирателей содержали «мертвые души», -- уточнил, какие именно нарушения имеются в виду, Александр Брод, член Общественной палаты нового созыва и сопредседатель ассоциации «Гражданский контроль», проводившей собственный мониторинг выборов.
Помимо традиционных жалоб на использование административного ресурса правозащитники отметили "острый дефицит информации об отдельных элементах голосования". "Граждане жаловались на неудобную перекройку границ избирательных округов, запоздалое опубликование списков с адресами и телефонами, нехватку открепительных удостоверений и т.д.», -- утверждает г-н Пржездомский. Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», он отметил, что большое число жалоб, «как всегда», поступило из Башкортостана. Лидируют по претензиям некоторые регионы Сибири, Южного Урала и Дальнего Востока, и, «к сожалению, в первых рядах -- Москва и Санкт-Петербург».
При этом главы миссий наблюдателей не единожды подчеркнули, что по количеству нарушений и степени их серьезности нынешние выборы в Госдуму не идут ни в какое сравнение с кампанией четырехлетней давности. «В 2003 году я был сопредседателем наблюдательного совета, включавшего представителей партий, и мне есть с чем сравнивать -- на этих выборах не было такого масштаба нарушений», -- заявил г-н Пржездомский в беседе с корреспондентом «Времени новостей». По его словам, впервые на крупных российских выборах наблюдатели не отмечали «случаев широкомасштабного применения правонарушающих технологий и «черного пиара». Естественно, были и газетные фальсификации, и «подметные письма», и листовки. Отмечались факты, когда в день голосования велась агитация с помощью SMS-сообщений, телефонных звонков и т.д. «Но это были единичные факты, которые, на наш взгляд, не влияли на общую тональность, на общий фон выборов», -- резюмировал директор Российского фонда свободных выборов.
Что касается позиции иностранных наблюдателей, то они, как и предполагалось, разделились. Представители ОБСЕ и Совета Европы заявили о том, что, по их мнению, избирательная кампания не соответствовала европейским критериям. «Новый избирательный закон создает неравные условия для участия более мелких партий, и потому выборы являются неравноправными», -- заявил журналистам глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Йоран Ленмаркер. Несправедливыми выборы назвал и руководитель миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы Люк ван ден Бранде. Правда, при этом глава наблюдателей ПАСЕ заметил, что «в России идет процесс развития демократии», и выразил надежду на то, что «в будущем демократия будет сохранена».
Иной точки зрения придерживаются представители зарубежных НПО, приглашенные на пресс-конференцию близкими к власти правозащитниками Пржездомским и Бродом. «Я сравниваю выборы в России и во Франции. Несмотря на некоторые отличия двух выборных систем, обе они соответствуют принятым в мире стандартам. Если партию, кандидата поддерживает большинство, то это демократические выборы», -- заявил журналистам вице-мэр и председатель окружной избирательной комиссии французского города Сантуэн Бернар Перего. А член коллегии адвокатов Брюсселя Филипп Шансе-Вильмотт искренне заметил, что не понимает, «какой интерес был у «Единой России» нарушать, если они, согласно социологическим опросам, и так лидировали».
Депутат польского сейма Матиуш Пескорский подчеркнул, что жалобы проигравших партий на несправедливые, по их мнению, результаты подсчета голосов, -- обычное дело, типичное для европейских стран. В качестве примера пан Пескорский привел недавние выборы в парламент Польши, после которых «некоторые партии, недовольные своим результатом, поспешили заявить о массовых нарушениях». «Так бывает всегда. На деле же я, как участник той кампании, могу заявить, что никаких нарушений не было. То же самое хочу сказать и в отношении российских выборов», -- заключил польский парламентарий.