Время новостей
     N°20, 05 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2002
Ходорковский в поход собрался
ЮКОС готовит наступление на германские заправки
Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил в опубликованном вчера немецкой газетой Handelsblatt интервью, что намерен приобрести сеть автозаправочных станций в Германии. Хотя слова г-на Ходорковского, которого Handelsblatt именует «российским нефтяным бароном», в Германии прозвучали весьма экстравагантно, повод для подобного разговора имеется. Несколько дней назад федеральное антимонопольное ведомство в Бонне одобрило ряд сделок, которые в сумме составляют давно намечавшуюся перегруппировку владельцев сетей АЗС в Германии.

С благословения немецких блюстителей деятельности картелей нефтяной концерн Shell получил право приобрести сеть автозаправок DEA, которые являются дочерним предприятием энергокомпании RWE. Британский BP получил право на поглощение фирмы Veba Oel, принадлежащей E.ON, вместе с ее сетью заправок Aral (эта операция является частью многоходовой сделки по покупке E.ON 60% акций газового концерна Ruhrgas, которую в целом антимонопольные чиновники пока заблокировали). Чтобы добиться своего, Shell и BP по требованию антимонополистов пришлось пойти на уступки и согласиться расстаться в общей сложности почти с 1500 своих АЗС в Германии, что составляет примерно 5% оборота концернов. Помимо этого BP было предписано распрощаться со своим НПЗ Bayern Oil. Лишь после этого оба концерна смогут контролировать менее 50% рынка автомобильного топлива, чего и добивалось в конечном счете антимонопольное ведомство.

Потенциальный покупатель внезапно обнаружился в России. Михаил Ходоровский декларировал намерение купить все выставленные на продажу полторы тысячи автозаправок и «один или нескольких нефтеперерабатывающих заводов». ЮКОС, по его словам, «давно изыскивает возможности для существенного увеличения долгосрочных поставок нефти на Запад». Первые шаги в этом направлении уже сделаны: несколько дней назад ЮКОС завершил сделку по покупке 49% акций словацкой компании Transpetrol -- оператора нефтепровода, связывающего Словакию с Германией. Как говорит г-н Ходорковский, его планы нацелены на существенно большее: «Когда у нас появится в Германии достаточно клиентов-потребителей, мы ежегодно будем резко увеличивать пропускную способность нефтепровода».

ЮКОС, как заявил его глава, предполагает купить немецкие АЗС не в одиночку, а совместно с партнером, обладающим достаточным опытом работы в этом секторе. Правда, ни сам г-н Ходорковский, ни нефтяные концерны, вынужденные продать часть сети своих заправок, предпочитают пока не распространяться на тему о том, ведутся ли уже конкретные переговоры об этом. Цена полного «пакета» АЗС, выставляемого на продажу, составляет около 4 млрд долл. Г-н Ходорковский заявил, что ЮКОС в ближайшие два года предполагает инвестировать в покупку 2 млрд долл. собственных средств. Оставшиеся 2 млрд должны, по мнению г-на Ходорковского, поступить от «банков и промышленных партнеров».

В сфере автозаправочного бизнеса ЮКОС в Германии пока не представлен вовсе. Соответственно, ни фигура г-на Ходорковского, ни ЮКОС широко там неизвестны (если не считать попытки российской компании приобрести прошлой осенью за 400 млн евро 22% акций судостроительной верфи в северогерманском Ростоке Kvaerner-Warnow-Werft, принадлежащей норвежской Kvaerner, главным профилем которой является разработка и эксплуатация нефтяных месторождений). В данном случае речь идет о секторе экономики Германии, стратегически существенно более весомом, чем судостроительный завод в Ростоке, доставшийся ей еще от ГДР. Этот факт дает основания опрошенным газетой «Время новостей» экспертам в Германии и России сомневаться в том, что немцы с легким сердцем отдадут заправки под контроль ЮКОСа. В частности, собеседники в крупных немецких компаниях дали понять, что расценивают заявления Михаила Ходорковского как PR-акцию.

Юрий ШПАКОВ, Берлин