|
|
N°139, 04 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Архитектура для власти
В Манеже проходит очередной показ архитектурных достижений России
Выставка с амбициозным названием «Архитектура России. Итоги тысячелетия» на неделю заняла самый вместительный выставочный зал Москвы. Многочисленные регионы -- от двух столиц до Якутии и Сахалина -- получили специальные отсеки, в которых показывают свои достижения последних лет. В середине зала многочисленные стенды с цветными и черно-белыми фотографиями среднего качества, которые должны демонстрировать прошлые достижения отечественной архитектуры -- от Софии Киевской и Новгородской, через Кижи и Мельникова до Останкинской башни и здания президиума АН на Ленинском проспекте. Среди всего этого почему-то работы студентов Московского архитектурного института и даже учеников 5-го класса из детской художественно-архитектурной школы.
Смотреть выставку скучно. Во-первых, потому что современная российская архитектура очень плоха. Во-вторых -- очень плохо презентирована. Правда, для жителей района Митино будет, наверное, интересно увидеть проект нового многоэтажного гаража, но ведь не все же живут в Митине. Что же до исторических памятников, то их фотографии можно посмотреть в любой книге по истории русской архитектуры.
Тем не менее архитектурные функционеры и даже отдельные архитектурные критики восприняли эту выставку с энтузиазмом. Причина одна: она организована Союзом архитекторов России и приурочена к очередному его съезду. Собственно, экспозиция больше всего и напоминает отчетные выставки СА 70-х годов.
Союз архитекторов -- странная институция. С одной стороны, он никак не влияет на собственно архитектурный процесс: архитекторы сегодня напрямую связаны с заказчиками и если уж и вынуждены учитывать чьи-то вкусы и требования, то именно заказчиков, а не наделенных властью коллег. Но с другой -- чтобы осуществить свой проект, архитектор должен согласовать его в самых разных инстанциях (от пожарной охраны и санэпидстанции до Общества охраны памятников) и получить одобрение у власти, в том числе у власти архитектурной. Возникает парадоксальная ситуация: ты можешь быть сколь угодно талантливым, востребованным и даже модным архитектором, но чтобы построить дом, ты должен подружиться с властью, что ни один талантливый архитектор делать, естественно, не будет. Поэтому самые крупные заказы, скажем в Москве, получают именно те, кто сам является властью или близко с ней дружит. Так складывается круг олигархов от архитектуры: Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы, делает новый генплан города; Михаил Посохин, директор Моспроекта-2, этот генплан наполняет своими бессмертными постройками; архитекторы рангом пониже (заместители и начальники мастерских) делают то, что Кузьмин с Посохиным не успевают -- ну заняты они очень! На все это с высоты птичьего полета взирают Юрий Лужков и Владимир Ресин -- главные посетители подобного рода выставок.
Все же остальные -- талантливые и модные -- в таком архитектурном процессе не участвуют. Они тихо занимаются архитектурой, делают интерьеры и загородные дома, отвоевывая себе такие территории, куда еще не ступила нога архитектурного начальника. А на выставке Союза архитекторов их нет.
Софья КРЫНСКАЯ