Время новостей
     N°222, 04 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2007
Действительно КД
Юбилей Калининградского центра современного искусства
То, что в Калининграде современное искусство расцветать просто обязано, стало ясно в аэропорту Домодедово, где обозначенный в билете рейс на табло отсутствовал, а компания, организующая авиаперелет, называлась вдохновенной для каждого знатока российского contemporary art аббревиатурой «КД». В самом деле, концептуальный азарт «Коллективных действий» руководил гостями юбилея Калининградского филиала Государственного центра современного искусства от первых до последних минут визита. И не важно, что надпись на отыскавшемся в конце концов самолете расшифровывалась просто: «КД -- Калининград». Для нас все сразу стало объемно и многомерно. И поселили приглашенных прямо в каютах превращенного в музей немецкого корабля конца 30-х годов. Тем самым нас вроде как узаконили в правах с участниками художественной акции.

Сам город уникален своей радикальной невписанностью в мало-мальски узнаваемый образ. Зажатый между разными странами (Польшей, Германией, Литвой), он тем не менее в своей архитектуре честно законсервировал черты подлинно советского прошлого. Пространство его раздернуто на разные визуальные сегменты. Вот гигантский готический собор с могилой Канта на набережной изящной речки Преголи -- тот самый Кенигсберг, куда приезжал с целью получить урок мудрости от великого Иммануила Николай Михайлович Карамзин. А обернитесь -- увидите советский цирк шапито и огромный баннер на только что выстроенном доме с до боли знакомыми башенками: «Агентство недвижимости Меруэрт». Маленькие коттеджи соседствуют с конструктивистскими микрорайонами, немецкие фортификационные сооружения XIX века -- с высотками брежневской эпохи. Историческая трагедия униженного и оскорбленного политикой и войнами города смягчается вот такой концептуально осмысленной визуализацией топографии Кенигсберга. Как раз невписанность в банальные жанровые рамки создает потрясающе интересную артификацию пространства города, смиряющего чувства и ум имеющих его жителей с тяжкой исторической долей. Так что современным искусством интеллектуалы Кенигсберга заражены давным-давно. И на фоне вялотекущей артжизни других российских городов Калининград представляется одним из лидеров.

Десять лет назад, 28 ноября 1997 года, Минкультом был подписан приказ о создании в Калининграде филиала ГЦСИ. Как вспоминают директор филиала Елена Цветаева и директор московского ГЦСИ Леонид Бажанов, рождение филиала праздновалось на угольной куче: гости первого в России проекта-представления международной сетевой культуры «Территория эха» (кураторами были ведущие художники Калининграда Дмитрий Булатов и Евгений Уманский) устроили забастовку Art Strike. Сидели на кучах угля рядом с фотомастерской. Отличное начало для актуальных художественных стратегий! За десять лет активность художников калининградского ЦСИ реализовывала себя очень часто именно в социальном акционизме, в прямых интервенциях в общественную жизнь, науку, традиционные формы искусства. Видеолетопись филиала можно сейчас увидеть в роскошно руинированных мансардных помещениях казармы «Кронпринц», переданной в оперативное управление ГЦСИ пару лет назад.

А в 2003 году калининградский ЦСИ получил в оперативное управление другое потрясающее историческое здание: башню-редан «Кронпринц», построенную в неоготическом вкусе в 40-е годы XIX века по проекту берлинского генерала-инженера Эрнста Людвига фон Астера. Сейчас это величественная гигантская руина (площадь 4000 кв. м), воображаемое место действия готических романов Анны Рэдклифф или Мэтьюрина. Архитекторы Юрий Забуга (Калининград), Михаил Миндлин (Москва), Михаил Хазанов (Москва) предложили свою архитектурную концепцию приспособления «Кронпринца» в новый артцентр. Не пытаться достроить старину в лживом псевдоисторическом стиле, не делать дешевую «лепоту», не нарушать закон об охране. Оставить образ романтической руины. И в существующий объемно-планировочный контекст ввести подчеркнуто высокотехнологичные, но прозрачные, умаляющие свой собственный «гонор» конструкции, коммуникации. Они позволят использовать башню в соответствии с последними требованиями создания современных выставочных центров. Помните, очень похожий проект обсуждался (в том числе и на страницах «Времени новостей») в отношении подмосковной императорской резиденции в том же готическом духе «Царицыно»? Там тоже была величественная руина, и ее тоже хотели сохранить в романтическом статусе и бережно ввести прозрачные высокотехнологичные конструкции, способствующие творческому диалогу дня нынешнего с днем вчерашним. Победила в итоге безвкусная ложь, стремление улучшить, исправить историю, неуважение к закону. В Царицыно теперь новодел. А в кенигсберском «Кронпринце» в 2010 году, даст бог, откроют эталонный для России артцентр.

Сергей ХАЧАТУРОВ