Политические риски для экономики после выборов уменьшились, экономические возрастают
Итоги выборов в Госдуму, в ходе которых план Путина получил поддержку подавляющего большинства россиян, позволяют утверждать, что власть сохранит экономический курс, которым следовала все последние годы. Бизнес, в том числе иностранный, ожидал такого развития событий, а потому воспринял результаты воскресного голосования спокойно: сохранившийся "статус-кво" позволяет ему не особо беспокоиться, по крайней мере в краткосрочной перспективе, о пересмотре правил игры, к которым он привык и которые позволяют неплохо зарабатывать на растущей российской экономике.
В преддверии каждых выборов практически в любой стране аналитические центры, инвестиционные компании оценивают политические риски для экономики, пытаются понять, как новые власти будут относиться к инвесторам и к их инвестициям, какие тенденции возьмут вверх при принятии важных социально-экономических решений.
Сейчас стало понятно, что в России риски финансовых потерь в связи с изменениями во власти, по меньшей мере, не увеличились, поскольку во власти по большому счету ничего не изменилось. «Политические риски даже немного снизились», -- говорит главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. По его словам, это связано с тем, что теперь «есть больше ясности относительно политического устройства России после 2008 года, так как ясна расстановка сил в Федеральном Собрании». «Это позволяет президенту продолжать свой курс», -- сказал экономист «Времени новостей».
Подобная
политическая стабильность, безусловно, позитив для экономики, равно как и «постепенное открытие России внешнему миру», а также «рост притока иностранных инвестиций в страну», считает Ярослав Лисоволик.
Главный экономист Deutsche UFG не одинок в своих оценках. Его точку зрения разделяют во многих крупных инвестиционных компаниях. Причем международные инвесторы перестали нервничать, что называется, не вчера, а гораздо раньше -- тогда, когда Владимир Путин дал ясно понять, что из активной политической жизни уходить не собирается, а потому никаких потрясений в России после думских и президентских выборов ждать не приходится. Достаточно сказать, что крупные мировые инвесторы уже в начале -- середине осени решили, что российский рынок для них привлекательный. Например, один из крупнейших мировых инвестбанков Bear Stearns в конце октября повысил рейтинг российских акций, сославшись именно на снижение политических рисков. «С июня политические риски в России сократились, продолжается уверенный экономический рост, а стоимость акций и технические индикаторы свидетельствуют о привлекательности российских акций. Нас устраивает намерение Путина играть большую роль в России и после президентских выборов в марте», -- говорилось в отчете аналитиков Bear Stearns.
Подобное отношение к России не замедлило сказаться на инвестициях. Как говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов, приток иностранных инвестиций в Россию в третьем квартале вырос по сравнению со вторым кварталом. Причем они идут не только, например, из Нидерландов (в случае с этой страной можно говорить о реэкспорте российского капитала), но и из Германии и США. По словам г-на Миронова, в условиях возможного нового кризиса на мировых финансовых рынках «Россия не потеряла шанс стать тихой гаванью для инвесторов». «У них есть вера в стабильность, в то, что российская экономика будет поступательно развиваться», -- говорит он.
Однако далеко не факт, что социально-экономический курс, за который проголосовало большинство россиян, поддержавших «Единую Россию» и лично возглавившего ее список Владимира Путина, позволит избежать серьезных проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Экономисты уверены: сегодняшняя в целом благоприятная макроэкономическая ситуация и внешнеэкономическая конъюнктура, позволяющая стране получать ныне колоссальные доходы от экспорта энергоресурсов, вряд ли спасут от возможных осложнений, которые могут стать следствием бездействия властей.
Кто-то уже заговорил о парадоксе: по мере того, как краткосрочные перспективы развития политэкономической ситуации в России выглядят все лучше, среднесрочные и долгосрочные -- все неопределеннее. Дело в том, что нынешние стабильность и относительное благополучие способствуют торможению в принятии решений, которые позволили бы избежать ухудшения ситуации в будущем.
Валерий Миронов считает одной из главных угроз ускоренный рост цен, в том числе на непродовольственные товары. При этом, несмотря на закачку денег в экономику (что и является одной из причин роста инфляции), объем ликвидности в банковской сфере не увеличивается. Инфляция и дефицит ликвидности приведут к росту процентных ставок по кредитам для промышленности, и, в конце концов, «мы потеряем банковские институты как источник инвестиций». Промышленность будет вынуждена привлекать ресурсы на фондовом рынке, который сегодня еще недостаточно развит.
При этом в программах партии власти «Единой России» и «присягнувшей» ее лидеру «Справедливой России», обращает внимание Валерий Миронов, о борьбе с инфляцией и развитии фондового рынка ничего не говорится. «В программах нет мер по борьбе с новыми угрозами, которые нарастают», -- говорит экономист. Между тем Ярослав Лисоволик в числе рисков для российской экономики называет неэффективное проведение индустриальной политики. На его взгляд, поддержка отдельных отраслей, на что сейчас делается ставка, могла бы осуществляться куда качественнее.
Помимо инфляции среди угроз российской экономики аналитики называют инфраструктурные ограничения роста, коррупцию, нарастающий дефицит Пенсионного фонда. Еще один риск -- неуправляемый рост внешнего долга российских банков и компаний, который в октябре перевалил за 300 млрд долл. Правительству, судя по всему, придется пойти на ограничение иностранных займов, поскольку проценты по обслуживанию этих долгов уже обходятся российской экономике, по некоторым данным, в 40--45 млрд долл. в год. Долговая нагрузка в условиях удорожания новых кредитов, которые многим необходимы для погашения старых, может привести к дефолту целого ряда предприятий. В октябре первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев на встрече с представителями банков заявил, что выплаты десятков миллиардов долларов по процентам грозят долгосрочным снижением ликвидности.
Для дальнейшего развития российского экономики определяющим может стать именно нынешний выборный период. Такой точки зрения придерживается, например, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, даже несмотря на преемственность курса, и у исполнительной, и у законодательной власти налицо психология временщика, которую подпитывают заявления президента о возможных изменениях в конфигурации власти. Как результат проявления такой психологии -- внесение в Госдуму и принятие депутатами без какого-либо серьезного и всестороннего обсуждения законопроектов, которые потом могут дорого стоить экономике. Речь идет, в частности, о законах, формирующих все новые и новые госкорпорации.
Как считает г-н Николаев, до вступления в должность нового президента вполне реально опасаться внесения других «не самых лучших для экономики законов». Складывается впечатление, что в нынешний выборный период властью «все, что хочется, может быть внесено, а Думой все, что можно, будет принято», говорит Игорь Николаев.