|
|
N°20, 05 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Накануне новой жизни
Геннадий Фадеев просит списать долги МПС
Пакет законопроектов по структурной реформе МПС будет внесен в правительство 7 февраля. В пакет входит четыре закона, в том числе и об особенностях приватизации на железнодорожном транспорте, вызывавший наибольшие разногласия. Вчера комиссия по структурной реформе железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Ильи Клебанова завершила обсуждение этого пакета. По словам министра путей сообщения Геннадия Фадеева, «сделан прорыв в достижении понимания и согласия по вопросу о собственности».
Однако о полном согласии среди преобразователей МПС тем не менее говорить пока рано. Это стало очевидно вчера на «круглом столе» в Торгово-промышленной палате, посвященном реформе МПС, где дискуссия между членами комиссии разгорелась с новой силой.
Г-н Фадеев в основном говорил о нехватке инвестиций в отрасль. По его словам, кредиторская задолженность МПС на 1 января текущего года составляет 131 млрд рублей. Переходить к акционированию с такими долгами, на взгляд г-на Фадеева, невозможно, если не списать все долги (по примеру Германии или Японии) и начать жизнь «с чистого листа». Ведь реформу проводить необходимо, поскольку железные дороги, по мнению министра, не могут находиться только в федеральной собственности. При этом сроки проведения реформы кажутся министру чрезмерно сжатыми. Сама система, по словам г-на Фадеева, не готова к тому, чтобы к концу года ее разрезали на две части: хозяйствующую -- РАО "РЖД" и административную -- МПС.
Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов в свою очередь заявил, что реформа, в частности разделение государственных и хозяйственных функций, как раз и направлена на то, чтобы улучшить экономическое состояние отрасли. Указав на необратимость реформы, г-н Шаронов сказал, что пришло время перейти к действиям. По данным замминистра, правительство, работая над повышением эффективности использования госсобственности, выяснило, что права государства как акционера в АО защищены куда лучше, чем в государственных унитарных предприятиях (ГУП). Это еще одна причина, по которой необходима реформа, -- все 17 железных дорог на сегодняшний день являются ГУПами.
Впрочем, вчера обсуждались и не столь глобальные проблемы. Так, министр Фадеев, сетуя на то, что государство недостаточно поддерживает отрасль, помянул вагонное хозяйство. По его словам, износ вагонов принял катастрофические масштабы, и "если не принять меры сегодня, то завтра будет обвал". Министра немедленно утешил вице-президент компании ЮКОС Александр Сафронов. По его словам, в течение этого года компания планирует закупить более 2000 железнодорожных составов. Тем самым будет оказана посильная помощь МПС. ЮКОС, по словам г-на Сафронова, готов вкладывать более 50 млн долларов в год в строительство подвижного состава, но без режима благоприятствования ожидать инвестиций в отрасль не приходится. Для инвестиций, впрочем, необходима ясность: когда, собственно, реформа начнется, и кто ее будет проводить. Возможно, ответ прозвучит уже в феврале.
Вера СИТНИНА