Время новостей
     N°220, 30 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2007
Общество с ограниченной собственностью
"Ростехнологиям" пока не дали права распоряжаться акциями "Рособоронэкспорта"
Госкорпорация (ГК) «Российские технологии» формируется поистине семимильными шагами. Практически не проходит и дня без того, чтобы на информационных лентах не появилось сообщений о каком-либо событии, связанном с созданием новой «вотчины» экс-главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. В минувшее воскресенье стало известно о подписании президентом закона об образовании корпорации "Ростехнологии", в понедельник Владимир Путин своим указом сформировал ее наблюдательный совет и назначил генеральным директором г-на Чемезова. А вчера глава государства подписал указ, которым преобразовал федеральное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт», на основе которого формируется ГК «Ростехнологии», в открытое акционерное общество (ОАО). Все акции ОАО «Рособоронэкспорт» в соответствии с указом находятся в федеральной собственности, однако впоследствии будут переданы «Ростехнологиям». Это должно быть сделано в течение шести месяцев.

Указом также устанавливается, что ОАО «Рособоронэкспорт» «является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения».

В свою очередь ГК «Ростехнологии» в целом согласно документу «осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения».

Указ президента об акционировании «Рособоронэкспорта» был ожидаем (г-н Чемезов неоднократно говорил о подобном преобразовании компании), а потому вряд ли вызвал бы повышенное внимание. Если бы не одно «но», а именно положение о том, кто и как может распоряжаться 100% акций «Рособоронэкспорта», передаваемых ГК «Ростехнологии». Как отмечается в указе, «распоряжение указанными акциями (продажа и иные способы отчуждения, передача в залог и доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона».

Дело в том, что подобное указание президента о механизме распоряжения акциями «Рособоронэкспорта», по оценке ряда экспертов, нарушает фундаментальные права собственника, выраженные формулой «владеть, пользоваться, распоряжаться», и тем самым создает правовую коллизию.

По закону «О некоммерческих организациях» (статья 7.1) госкорпорация -- это «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». При этом имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью ГК. В данном случае получается, что корпорация «Ростехнологии», несмотря на владение переданными государством акциями «Рособоронэкспорта», его собственником в полной мере не является, поскольку не вправе самостоятельно распоряжаться этими акциями. Выходит, что акции «Рособоронэкспорта» в какой-то мере остаются в федеральной собственности, так как распоряжаться ими вправе только государство через принятие Госдумой специальных федеральных законов. ГК в данном случае является скорее управляющей компанией, а не собственником.

Но и это не совсем верно. То, что корпорация все же является собственником акций, подтверждает положение указа об исключении «Рособоронэкспорта» из перечня стратегических ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности.

Как представляется, неординарный подход к правам собственности в новой госкорпорации вполне может вызвать недопонимание, в том числе у возможных инвесторов других ОАО и ЗАО, вошедших в «Ростехнологии». В связи с этим, как считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, вновь возникает вопрос: зачем было создавать новых экономических монстров в форме некоммерческого партнерства. По его мнению, можно было бы формировать ГК в форме ОАО со стопроцентным участием государства, и коллизий, похожих на «ущербность» собственности «Ростехнологий», удалось бы избежать. Тем более что все компании, вошедшие в ГК (по крайней мере те, которые указывались в официальном пресс-релизе в связи с подписанием закона о создании «Ростехнологий») являются ОАО или ЗАО. А ведь эти организационно-правовые формы наиболее прозрачны как для контролирующих структур, так и для инвесторов.

Михаил ВОРОБЬЕВ