|
|
N°20, 05 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Помогите Карзаю!
Ситуация в Афганистане, где только что, казалось бы, одержана убедительная победа, чревата новым кризисом. Высокоточные удары с воздуха и разгон формирований «Аль-Каиды» и талибов породили в мировом сообществе эйфорию. Но беда в том, что проблемы никуда не исчезли, они просто приобрели новое качество.
Во-первых, владение Кабулом не означает контроля над ситуацией в стране. Во-вторых, надо четко понимать, что настоящая, полная победа в Афганистане -- это отнюдь не военный разгром конкретного врага. Власти страны должны одержать победу над внутренними противоречиями, над неудовлетворенными политическими амбициями, способными в любой момент вызвать кровавый мятеж. Недавние кровопролития в Гардезе, Кундузе, Герате и Мазари-Шарифе уже после низложения талибов -- не просто локальные «драки» за ханский халат, а сигнал SOS. Именно поэтому необходимо немедленно поддержать просьбу временного правительства Афганистана о продлении и расширении зоны действия мандата многонациональных миротворческих сил.
Нельзя допустить, чтобы афганская ситуация вновь начала развиваться по тому же сценарию, как в период после вывода советского воинского контингента. Романтические ожидания скорейшего возрождения обернулись затяжной гражданской войной, расколом страны и, в конце концов, превращением Афганистана в очаг международного терроризма. Завершив борьбу против советской оккупации Афганистана, цивилизованный мир посчитал свою миссию завершенной и дорого заплатил за свою ошибку.
При этом на Западе уже можно услышать мнение о том, что Хамид Карзай «слишком мягок», у него, мол, не хватает волевых и силовых качеств. Но афганцам сегодня нужен не диктатор, не силовик, а интеллектуальный авторитет, свободный от местнических и этнических пристрастий, каковым как раз и является Карзай. Он демократ по духу, в этом его сила и кажущаяся слабость на фоне разрушенной страны. Ему просто надо гарантировать согласованную международную поддержку на постоянной и долгосрочной основе. Без этого Афганистан будет вновь «разорван» различными локальными интересами, спонсируемыми извне.
Ключевым считаю взаимоотношения России и США, в руках у которых «контрольный пакет» влияния на обстановку в сегодняшнем Афганистане. Их сотрудничество возникло на основе общего неприятия талибов, но должно продолжиться совместным участием в демократической трансформации Афганистана как единого и неделимого государственного образования, как страны афганцев, а не земли, поделенной между пуштунами, таджиками, узбеками, хазарейцами, туркменами и так далее.
Трудная история Афганистана выковала особый афганский этнотип, сохранивший и укрепивший на протяжении трех веков свои специфические характеристики. Он всегда оказывался в центре противостояния между монгольским и персидским владычеством, между британской и российской монархиями, между советской и западной цивилизациями, между радикальным исламом и модернизацией. После вывода советских войск и начала гражданской войны, разжигавшейся с территории сопредельных государств, афганцы столкнулись с новыми противоречиями -- между севером и югом, шиитами и суннитами, таджиками и узбеками, пуштунами и другими этническими группами. Это противостояние активно стимулировалось извне, теми, кто пытался решить афганский вопрос в свою пользу. К этому приложили руку многие: и Исламабад, и Тегеран, и Москва, и Вашингтон, и Ташкент. На словах все выглядело предельно благопристойно -- ООН, спецмиссия по Афганистану, механизм урегулирования «6+2»... На деле -- лихорадочные попытки каждой из сторон обеспечить свои интересы за счет афганцев. Нынешняя же ситуация дает шанс на прорыв.
Лидирующую роль связки Россия--США в процессе афганской реабилитации сегодня должны на основе единого согласованного плана действий активно поддержать участники многонациональной коалиции. Каждая инициатива должна подвергаться самой тщательной политико-экономической экспертизе, так как средства, выделяемые на возрождение Афганистана, уже пробудили стремление «отщипнуть» что-нибудь от «пирога». Вот и президент Туркмении изъявил готовность участвовать в «настройке» экономики Афганистана (видимо, туркменскую экономику он уже «настроил»). А Казахстан и Таджикистан готовы направить свои воинские контингенты для поддержания порядка в Афганистане. Интересно получается: Россия, ее пограничная служба и армейская дивизия, будет обеспечивать покой Таджикистана, а таджики -- наводить порядок в Афганистане?
На мой взгляд, учитывая исключительную важность процесса возрождения Афганистана, преодоления его опасной для всего мира нарко- и террористической зависимости, необходимо создать группу оперативного мониторинга, которая регулярно снабжала бы достоверной информацией Совет Безопасности ООН, его постоянных членов для согласованного принятия решений. Афганистан позволяет Объединенным Нациям обрести новый уникальный опыт управления кризисами и посткризисной реабилитацией, отработать международный механизм спасения народа и демократии.
Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел Туркмении