|
|
N°219, 29 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Далеко глядим
«Роскультура» представила план развития до 2020 года
Можно только догадываться, отчего вдруг Михаил Швыдкой срочно выступил с изложением проекта «Стратегии развития сферы культуры до 2020 года». Проект этот предназначен для заседания Госсовета, который будет в декабре. К этому времени проект, надо думать, будет детально разработан, потому что вчера на пресс-конференции Михаил Швыдкой только вкратце изложил основные его приоритеты. Основной текст обещали сделать доступным для журналистов в самое ближайшее время -- когда он будет готов.
Единственная причина, по которой с этими долгосрочными прогнозами стоило так торопиться, -- пресловутая преемственность. Необходимость продемонстрировать культурных планов громадье нужна для поддержки уверенности граждан в завтрашнем дне, в том, что планирование идет и власть гарантирует выполнение планов что в текущем, что в будущем, что в 2020 году. «Мы чиновники, люди подневольные, как нам прикажут -- так мы и сделаем», как сказал Михаил Швыдкой по другому поводу.
Главное направление будущей стратегии, и тут уже мы переходим от догадок к надежному первоисточнику, -- добыть денег. "Ежегодно бюджет культуры должен увеличиваться хотя бы на 20--25%", -- сказал Михаил Швыдкой, глава «Роскультуры», институции, которой по замыслу прежних реформаторов пристало как раз заниматься распределением денег. «Стратегия» опять же по прежнему раскладу -- прерогатива Министерства культуры, но мы помним, как неудачно у нынешнего министерства выходит со стратегиями. К тому же и с правящей партией у теперешнего министра не вполне гладкие отношения, так что и тут выходит -- пора предложить альтернативу.
Михаил Швыдкой не скрывает и никогда не скрывал, что считает нынешнее положение с управлением культурой «неудовлетворительным». Впрочем, на вопрос нашего корреспондента о том, когда, по его мнению, положение будет исправлено, ответил, что вообще-то не его это дело, но он думает, что примерно в мае, то есть после выборов президента.
Изменения должны быть хорошо подготовлены, так что самое время для стратегических планов. Для Михаила Швыдкого тут ничего не меняется, и в свою бытность министром, и теперь он уверен -- главное, чтобы было понимание: культура -- это не бантик сбоку стройплощадки страны, это и есть сама стройплощадка, и без нее ничего никогда хорошего построено не будет.
Шутка удалась -- у нас действительно основная часть выделенных на культуру средств уходит на стройплощадки -- Большого театра, Мариинского, а теперь уже замаячила впереди и грандиозная стройка вокруг Пушкинского музея по плану лорда Фостера. А неужели мы хуже китайцев, открывающих нынче в Пекине новое грандиозное здание оперного театра? Об этом тоже шла речь на пресс-конференции. В России, сказал Михаил Швыдкой, остро не хватает театров, концертных залов, книжных магазинов. По количеству театров на душу населения Россия уступает Австрии в восемь раз, книжных магазинов в стране на порядок меньше, чем в Европе. Пока культура сильно отстает не только от Европы, но и от российского спорта, который столь убедительно пролоббировал свои нужды, что в результате в стране активно строят спортивные сооружения.
А бетон дорожает, а инфляция уже 11%, так что рост затрат на культуру на 20--25% -- это еще очень мало. Тем более что совсем уж неважно обстоят дела с зарплатами работников культуры. Их нужно срочно поднимать хотя бы на общий уровень с работниками социальной сферы, потому что пока зарплата в культуре на 40% ниже. Непосредственно с оплатой труда связан и вопрос грядущего кадрового голода в учреждениях культуры. И об этом тоже надо думать уже сейчас. На государственном уровне.
Потому что культура, уверен Михаил Швыдкой, не может существовать в условиях рынка без поддержки государства. Более того, это может показаться парадоксом, но чем больше частных средств тратится на культуру, тем больше она нуждается в государственных инвестициях. Высокая культура нигде и никогда не может зарабатывать на себя сама.
Так что как бы ни сложилось у нас 2 декабря или 2 марта, кто бы ни возглавил наше государство, другого выбора нет -- или надо найти деньги, или забыть о высокой культуре и о художественном образовании.
Последний вопрос был задан о деле Феликса Киселева, бывшего начальника управления инвестиционных и целевых программ ФАККА, ныне одного из трех заместителей Швыдкого. Его заподозрили в подделке диплома юриста. Однако Михаил Швыдкой комментировать ситуацию до официального доказательства обвинений отказался, объявив только, что за шесть лет работы никакой некомпетентности у своего сотрудника не обнаружил.
Алена СОЛНЦЕВА