Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин вчера на брифинге в Белом доме заявил, что ему срочно нужно встретиться в СИЗО «Лефортово» со своим арестованным замом Сергеем Сторчаком, которого Следственный комитет при прокуратуре (СКП) обвиняет в попытке хищения из госбюджета 43 млн долл. Желание видеть арестанта, как пояснил г-н Кудрин, возникло в связи с острой необходимостью обсудить важные вопросы, касающиеся работы министерства. Как пояснили «Времени новостей» в Минфине, из-за ареста г-на Сторчака под угрозой срыва оказались, в частности, переговоры по урегулированию ливийского долга перед Россией, который вместе с процентами составляет около 3,5 млрд долл. Документы по этим переговорам почему-то были изъяты следователями. Заместитель Кудрина был ответственным за решение этой проблемы, и, как отметили в Минфине, чиновник был задержан фактически во время финального этапа переговоров.
Кроме того, г-н Кудрин сообщил, что выполнил свое обещание и направил в СКП
ходатайство об освобождении из-под стражи Сергея Сторчака под свою личную ответственность. Однако источники, близкие к следствию, сомневаются в том, что просьбы министра будут удовлетворены. Адвокат арестованного чиновника Игорь Пастухов сообщил, что все будет зависеть от воли следователя.
«Только Сторчак располагает оперативной информацией по целому ряду вопросов, -- объяснил вчера на брифинге причину своего желания попасть в «Лефортово» г-н Кудрин. -- Я запросил встречу, она срочно нужна. В день задержания Сторчак не только планировал докладывать один вопрос на заседании правительства, у него был пакет документов для вылета в одну из стран, где мы в этот день должны были проводить переговоры в местном минфине. Все эти документы были изъяты, в том числе в его кабинете, в департаментах». Без личного общения с подчиненным решить проблему, по словам министра, невозможно: «Есть ряд вопросов, которые мне с ним необходимо обсуждать, и сейчас все эти моменты начинают негативно сказываться на переговорных процессах, которые министерство тем не менее продолжает». В заключение своего выступления министр финансов отметил, что «ответа на ходатайство они ожидают в ближайшие дни». «Хотелось бы сразу, но есть определенные процедуры, возможно, потребуется рассмотрение в суде кассационной жалобы о мере пресечения», -- пояснил г-н Кудрин. По словам вице-премьера, «настроение у Сторчака в целом нормальное»: «Условия желают быть лучше, но я не стал бы рассказывать детали».
В Минфине вчера уточнили, что из-за ареста их высокопоставленного сотрудника возникла напряженность в переговорах сразу с тремя иностранными государствами. «Замминистра арестовали в тот день, когда наша делегация вылетала в ЮАР на встречу министров финансов. Одновременно планировалось продолжить переговоры с Ливией. Сказать, что работа парализована, нельзя, она просто сорвана. Особенно обидно, если затянутся переговоры по «ливийскому вопросу», подошедшие фактически к финальной стадии», -- сказал «Времени новостей» один из сотрудников финансового ведомства.
Другой его коллега пояснил суть переговоров с Ливией. По его словам, переговоры по урегулированию долга Ливии перед Россией с самого начала были непростыми. Заемщики не признавали долг в связи с тем, что в начале 90-х наша страна присоединилась к экономическим санкциям ООН в отношении Ливии. В Триполи заявили, что занимали деньги у СССР, и признать Россию в качестве правопреемника по внешним долгам отказались. Минфином РФ, как рассказал источник, «была проделана колоссальная работа», чтобы переубедить ливийцев, предложить им тот вариант, который бы удовлетворял интересы обоих государств. «Подход к заемщику удалось найти во многом благодаря усилиям г-на Сторчака», -- подчеркнул сотрудник министерства. По его словам, Минфин собирался использовать в отношении ливийского долга следующую схему. Большая часть долга была бы списана в обмен на заключение контрактов с российской стороной на поставку военной техники. Другая часть была бы "реструктурирована" в сотрудничество сторон в нефтяной отрасли (Ливия входит в десятку стран по добыче «черного золота»). По словам источника в Минфине, длительные и тяжелые переговоры «фактически вышли на финишную прямую, когда в дело вмешались спецслужбы, задержавшие человека, занимавшего ключевую позицию в переговорах, которого иностранцы хорошо знали». Теперь же, как отмечают эксперты, невозможно предсказать дальнейший ход переговоров, поскольку отношения с Ливией по-прежнему шаткие, и к этому нефтяному государству, кроме того, проявляют интерес конкуренты -- ряд западных государств.
Вице-премьер Кудрин вчера выразил надежду на то, что получит ответ на свои ходатайства от СКП в самое ближайшее время. Но вероятность того, что он будет положительным, крайне невелика. Так, один близкий к следствию источник вчера выразил сомнение относительно того, что министра допустят в «Лефортово», а самого Сторчака отпустят из-под ареста. «Позиция следствия остается неизменной. Преступление, в котором обвиняется Сторчак, относится к категории тяжких. Имеющиеся в уголовном деле доказательства свидетельствуют о том, что, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться, заняться преступной деятельностью, оказывать давление на свидетелей, а также уничтожить доказательства своей вины, -- напомнил источник те основания, по которым Басманный суд арестовал чиновника, и добавил: -- Решение об изменении меры пресечения -- прерогатива следователя. Однако, учитывая личность заявителя (Кудрина. --
Ред.), очевидно, что такой вопрос будет обсуждаться на более высоком уровне».
Адвокат арестованного замминистра Игорь Пастухов подтвердил «Времени новостей», что решение об удовлетворении ходатайства лежит в компетенции следователя. «Согласится ли он с приведенными там доводами, я не знаю. У него есть по закону три дня, чтобы его рассмотреть. Кроме того, 3 декабря Мосгорсуд рассмотрит нашу жалобу на арест моего подзащитного. Мы считаем, что арест незаконен и необоснованный, просим освободить замминистра из-под стражи», -- сказал г-н Пастухов. =
Напомним, что замминистра финансов Сергей Сторчак, а также двое коммерсантов -- председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Вадим Волков и гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров были задержаны 15 ноября. Им инкриминируется попытка хищения из госбюджета более 43 млн долл. под видом возврата «Содэксиму» алжирского долга. По данным следствия, в середине 90-х «Содэксим» выкупил у государства часть долга Алжира перед СССР в размере 26 млн долл. Однако в 2006 году Россия списала алжирский долг. В связи с этим коммерсанты обратились к российскому правительству с просьбой компенсировать эту сумму, а также набежавшие проценты. После долгих согласований Минфин согласился компенсировать предпринимателям списанный долг и перечислить деньги на счета «Содэксима» в МИБе. По мнению руководства Минфина, действия чиновников в данной ситуации были абсолютно законными и прошли десятки согласований в других ведомствах. Однако следствие считает по-другому. В СКП уверены, что замминистра и коммерсанты, создав преступную группу, хотели украсть деньги из бюджета под видом покрытия затрат.