Состоявшиеся в США переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова с госсекретарем Кондолизой Райс не внесли ясность в решение проблем глобальной безопасности. По пути домой глава российского МИДа заявил журналистам, что
в Москве разочарованы полученными на днях письменными предложениями США по противоракетной обороне (ПРО). Из них исчезли идеи, изложенные на словах главой Пентагона Робертом Гейтсом в октябре в Москве на российско-американских переговорах. «Если устные идеи в Москве были импровизацией, значит, импровизация не удалась. То, что мы получили на бумаге, разочаровывает», -- резюмировал глава МИДа.
Начальник российского Генштаба генерал армии Юрий Балуевский также заявил вчера журналистам, что его ведомство не видит в американских предложениях по проблеме ПРО ничего нового и конструктивного. «О каких конструктивных переговорах можно вести речь, если нас убеждают: «Мы делали, делаем и будем делать третий позиционный район ПРО в Восточной Европе, а вы можете стать бесплатным приложением к нему», -- отметил он. Генерал считает, что США принимают Россию за «собаку, которая лает на идущий караван». Но на такую роль Россия согласиться не может.
"Мы не можем воспринимать наших американских партнеров, когда они нам говорят, что ПРО против Ирана. Это уже доказывать не нужно. И неправительственные эксперты в самих США и в Европе много раз уже доказывали на конкретных выкладках, а не просто благих уверениях, что это создает реальную угрозу для России", -- подчеркнул г-н Лавров. Вместе с тем «никто не отказывается от диалога с американцами». «Мы же не говорим, что если США будут разворачивать свои объекты, то мы с ними вообще разговаривать больше не будем», -- заявил Сергей Лавров.
Глава российской дипломатии предупредил, что стратегическая безопасность может быть нарушена как через создание системы ПРО США в Чехии и Польше, так и через развал режима Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, срок действия которого истекает в 2009 году. "Если вместо этого договора мы получим возможность лишь ездить друг к другу на соответствующие объекты и смотреть, что там происходит, если все ограничится транспарентностью, взаимными мерами доверия, и если не будет никаких ограничений для создания новых носителей и новых ядерных вооружений, это будет наш общий провал, -- заявил министр. -- Мы добиваемся того, чтобы документ, который придет на смену СНВ-1, содержал более низкие потолки не только на ядерные боезаряды, но и на средства доставки ядерного оружия".
«Если мы не пойдем по этому пути, -- считает Сергей Лавров, -- то нам будет трудно сделать следующий шаг, а именно: сделать процесс ядерного разоружения, сокращения ядерного оружия многосторонним, вовлекая в него другие ядерные державы». В перспективе в будущем договоре по СНВ должны участвовать все ядерные державы, а не только Россия и США.