Правозащитники рассказали о злоупотреблениях административным ресурсом в ходе предвыборной кампании
Разнообразные факты использования так называемого «административного ресурса» предоставили на вчерашней пресс-конференции российские правозащитники. В их коллекциях оказались собраны всевозможные злоупотребления -- от незаконной агитации в пользу партии власти вплоть до давления на избирателей и фальсификации результатов.
Общий вердикт: в условиях, когда
президент Владимир Путин возглавляет список «Единой России» и однозначно дает понять, что лично заинтересован в победе этой партии, чиновники на местах сами соревнуются в том, кто обеспечит гаранту наибольший процент голосов.
«Внутри административного ресурса идет чемпионат по максимальному использованию институциональных возможностей», -- заявила по этому поводу директор «Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл Р» Елена Панфилова. «Беспрецедентной с точки зрения давления на всех» назвал нынешнюю избирательную кампанию специалист Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Он привел примеры информационного доминирования «Единой России» в эфире региональных телеканалов, а также рассказал о случаях, когда кандидаты были вынуждены отказываться от борьбы под административным нажимом. По словам г-на Кынева, именно этим в ряде случаев объясняется выход кандидатов из списков партий СПС и «Справедливая Россия». Например, предприниматель Анатолий Тиханов снялся с выборов в Псковское областное собрание «по вынуждающим обстоятельствам» -- если верить г-ну Кыневу, таковым обстоятельством явилась беседа с местным губернатором. Когда кандидат номер один по Ингушетии от СПС, чемпион мира по вольной борьбе Ваха Евлоев заявил о выходе из списка партии, это событие широко освещалось по телевидению. В то же время, по словам г-на Кынева, Ваха Евлоев де-факто из СПС не выходил и заявления по этому поводу не писал, а речь на камеры произнес якобы под давлением. То же самое было сказано о первой тройке «Справедливой России» по Кировской области. Все лидеры списка на днях заявили, что снимаются с дистанции, потому что поддерживают президента Путина. Однако на самом деле сроки уже не позволяют им отозвать свои кандидатуры. «Интересно было бы послушать их заявления в том случае, если эти номера окажутся проходными в Думу», -- иронизировал Александр Кынев.
Ссылаясь на данные своих горячих линий, правозащитники также заявили, что в ряде регионов граждан заставляют брать открепительные удостоверения для того, чтобы голосовать не по месту прописки, а на работе. В некоторых учреждениях воскресенье, 2 декабря, в связи с этим даже объявлено рабочим днем, а в вузах -- учебным. Как считает руководитель ассоциации «Голос» Лилия Шибанова, это делается с целью повышения явки: взявший талон избиратель вычеркивается из списков, и если даже он потом не проголосует, на явке это не скажется. А если человек по открепталону волеизъявляется под контролем начальства на производстве или декана, его легче убедить поставить крестик в нужном месте. Не случайно в эту кампанию уже выдано в четыре раза больше открепительных, чем на парламентских выборах 2003 года.
Юристы Аркадий Любарев и Андрей Бузин вместе с Александром Кыневым также обобщили данные о фальсификации итогов голосования на выборах разных уровней. Плодом их трудов стала книга под названием «Мертвые души. Метод фальсификации итогов голосования и борьба с ними». Исследователи оценили прямой подлог во время подсчета бюллетеней на федеральных выборах в 1--2%, тогда как доля административного ресурса в электоральных комбинациях достигает условно 20%. «Основной вклад в это вносит то, что происходит до дня голосования: применение технологий влияния, манипуляции массовым сознанием, пропаганда, -- сказал г-н Бузин.
Прессе неизвестна позиция Центральной избирательной комиссии по этому поводу. Однако президент Путин заявил вчера во время встречи с иностранными дипломатами: «Россия заинтересована в проведении максимально честных, открытых выборов, и я уверен, что они будут именно такими».
Впрочем, у ратующих за чистоту электорального процесса представителей гражданского общества нашлись и хорошие новости: правосознание в народе постепенно растет, и не последнюю роль в этом играют сообщества в Интернете. «Для меня было откровением, сколько людей в регионах были готовы добровольно отслеживать нарушения и сообщать о них, -- сказала Елена Панфилова. -- И я готова поспорить, что в 2011 году выборы будут совсем другими».