Спустя восемь дней после остановки конвейера российского Ford из-за забастовки рабочих никаких принципиальных договоренностей между бастующими и администрацией завода не достигнуто. Однако, несмотря на это, сегодня российский Ford намерен возобновить работу в одну смену силами рабочих, не участвующих в стачке. Профсоюзы же хотят помешать администрации и готовы продолжить стачку до подписания соглашения о повышении зарплаты.
Рабочие завода Ford во Всеволожске 20 ноября начали бессрочную забастовку, в связи с чем руководство компании было вынуждено остановить конвейер предприятия и ограничить пропуск работников на завод. Профсоюз требовал у менеджмента компании существенного повышения заработной платы -- с 1 марта 2008 года на 30%. В забастовке, по данным профсоюза, принимали участие около тысячи человек из 2,2 тыс. работающих на заводе. В дальнейшем число бастующих сократилось до 300--400 человек.
После неудачных переговоров 7 ноября профсоюз провел предупредительную забастовку, продлившуюся 19 часов и приостановленную решением суда из-за нарушения процедуры стачки. Во время предупредительной забастовки завод не выпустил 250 машин. С 20 ноября рабочие начали уже бессрочную забастовку.
Надо сказать, что это не первая крупная забастовка в этом году. Трудовой коллектив завода с 14 по 15 февраля уже проводил полноценную забастовку. Результатом стало подписание 28 февраля коллективного договора сроком на 1 год.
По официальным данным компании, в настоящий момент забастовку поддерживают менее 20% сотрудников завода, и каждый день все больше работников выражают готовность приступить к работе. Однако лидер профсоюза Алексей Этманов говорит, что сделает все для того, чтобы конвейер не был запущен. «...Мы будем проводить пикет у входа на завод, обращаясь к тем людям, чтобы они не возобновляли производства», -- сказал он. Администрация же завода со своей стороны говорит, что не будет вести переговоры с профсоюзом, пока рабочие не возобновят работу.
Нормальный режим работы конвейера предусматривает работу в три смены, однако представители компании не сообщают, насколько снизятся объемы производства при работе в одну смену. Так, при работе в обычном режиме предприятие выпускает 300 автомобилей в день, то есть за семь дней простоя с конвейера предприятия не сошли уже более двух тысяч новых Ford Focus. Ущерб от простоя конвейера компания также не называет.
Несомненно, заводу надо будет как-то компенсировать нехватку автомобилей. По мнению экспертов рынка, платить за простой конвейера придется опять же автолюбителям. Однако в Ford отрицают, что забастовка как-то повлияет на стоимость автомобилей этой марки. Цены на автомобили с 2008 года действительно немного увеличатся, однако это будет связано не с забастовкой, а с переходом завода с 2008 года к производству «фокусов» третьего поколения. Новые цены на эти автомобили были опубликованы еще до того, как началась стачка.
Российский завод Ford был открыт во Всеволожском районе Ленобласти в 2002 году. В настоящее время Ford выпускает в сутки 300 автомобилей марки Focus в четырех модификациях кузова -- универсал, седан и пятидверный и трехдверный хэтчбек. К 2009 году Ford планирует увеличить мощность завода до 125 тыс. машин, вложив в проект 100 млн долл. Ford по итогам прошлого года стала самой продаваемой в РФ иномаркой, что обусловлено высокими объемами продаж автомобилей Ford Focus в России.