Время новостей
     N°20, 05 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2002
«Самсон» достался МИБу
Банк объявил о срочных инвестициях в полуразвалившийся мясокомбинат
Смена собственника промышленных активов петербургского мясоперерабатывающего комбината «Самсон», который когда-то был одним из крупнейших в России, узаконена вчера судебным решением. Вердикт, вынесенный Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, означает, что ФСФО проиграла борьбу за предприятие, а его имущественный комплекс на законных основаниях принадлежит семи дочерним компаниям Московского индустриального банка (МИБ). Этот банк, узнав о победе, сразу объявил о крупных инвестициях в компании -- «наследнике» «Самсона».

По словам представителя МИБа Хамзата Арсамакова, в течение недели «дочки» мясоперерабатывающего комбината, производящие продукцию под торговыми марками «Самсона», получат 25 млн, а затем «еще десятки миллионов рублей». За счет финансовых вливаний банк намерен увеличить объем производства в течение ближайших трех месяцев в 5--6 раз до 25--30 т мясопродуктов в сутки. Эти планы МИБ вынашивал еще в 1999 году, когда стал крупным акционером ОАО «Самсон». Наращивание объемов производства позволит комбинату вступить в борьбу за питерский рынок колбасных изделий, с которого «Самсон» был в последние годы практически вытеснен. Сейчас рынок на 36% контролируется питерским холдингом «Парнас» (около 140 т мясопродуктов в сутки), а также московским АПК «Черкизовский» и небольшими местными производителями. «Мы можем начать инвестировать только сейчас, после того как принято окончательное решение о праве собственности на имущественный комплекс, ранее принадлежавший «Самсону», -- говорит г-н Арсамаков.

Между тем в ФСФО реструктуризацию комбината оценивают как вывод активов и преднамеренное банкротство и готовы доказывать свою правоту в судебных инстанциях и дальше вплоть до Высшего арбитражного суда. Как сообщил руководитель Северо-Западного межрегионального органа ФСФО Сергей Салихов, пока имущество переводилось в «дочки», учрежденные в 1999 и 2000 годах «Самсоном» и МИБом, комбинат наращивал долги. В середине 2000 года ФСФО возбудила процедуру банкротства «Самсона», так как его задолженность перед Государственным таможенным комитетом составляет 130 млн руб.

Однако когда началась процедура наблюдения, временный управляющий -- сотрудник ФСФО Андрей Гуляев обнаружил, что «Самсон» уже не владеет ничем и является компанией-»пустышкой». Как выяснилось, «Самсон» к тому моменту успел выйти из уставного капитала семи дочерних компаний, оставив им все свое имущество, а на своем балансе -- долги в размере свыше 500 млн руб. Среди кредиторов кроме таможни -- Московский международный банк (6 млн долл.) и поставщик мяса, германская компания Gauzepohl Fleisch Gmbh (2,6 млн долл.).

ФСФО заявила, что выход «Самсона» из уставного капитала «дочек» незаконен, так как комбинат не получил денежную компенсацию за проданные доли в компаниях. В службе считают, что рыночная стоимость выведенных активов составляет не менее 10 млн долл. Однако МИБ сумел доказать в судах трех инстанций свою правоту. Арбитражных судей не впечатлили доводы представителей ФСФО, настаивавших на том, что банкротство комбината было преднамеренным. Бывший руководитель Северо-Западного органа ФСФО Александр Утевский (сейчас он возглавляет контрольный орган службы) заявляет, что промышленные активы, здания и земельный участок, принадлежавшие «Самсону», были проданы по цене в 10 раз ниже рыночной.

Но МИБ доказал, что это не так, и у кредиторов остался только один, но очень слабый шанс получить назад свои деньги. Дело в том, что ФСФО еще год назад возбудила параллельный иск о незаконности учреждения семи дочерних предприятий «Самсоном» и МИБом. Это дело совершило круг по трем судебным инстанциям, после чего вернулось в первую и уже несколько месяцев находится там без движения. И сейчас юристы ФСФО решают, имеет ли смысл реанимировать уже дважды проигранный службой иск. Впрочем, его рассмотрение может затянуться, а собрание кредиторов «Самсона» должно состояться в марте. На нем, скорее всего, кредиторы примут решение о начале конкурсного производства.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург