Эффективность международных мер по запрету поставок оружия оставляет желать лучшего. Таков главный вывод обнародованного вчера доклада «Эмбарго ООН на поставки оружия», подготовленного Международным институтом исследования проблем мира в Стокгольме (СИПРИ). «Все эмбарго на поставки оружия, введенные Совбезом ООН, начиная с 1990 года, оказывали ограниченный эффект на процессы поставок и на поведение стран или политических сил, против которых применялась эта мера», -- утверждают ученые СИПРИ.
Исследование велось полгода при финансовой поддержке МИД Швеции. Доклад охватывает период с 1990 по 2006 год, в нем проанализирована эффективность 27 обязательных для исполнения резолюций Совбеза ООН, касающихся запрета на поставки оружия. Совбез ООН использовал эмбарго для прекращения внутренних вооруженных конфликтов или для сдерживания внешней агрессии одного государства по отношению к другому. Речь идет о запретах на поставки оружия в Ирак, республики бывшей Югославии, Иран, Северную Корею, ряд африканских стран, а также режиму талибов в период его нахождения у власти в Афганистане. По словам эксперта Симона Веземана, участвовавшего в работе над докладом, «ни разу не удалось полностью остановить передачу оружия заинтересованной стороне».
Что же делает эмбарго неэффективным? Эксперты указали на возможность самостоятельного производства вооружений властями стран, попавших под режим ограничений, доступ к «серым» и «черным» рынкам оружия, наличие ранее накопленных арсеналов. По мнению СИПРИ, успеху эмбарго способствует деятельность миротворческого контингента ООН на территории, куда запрещены поставки оружия.
Исследователи порекомендовали СБ ООН «проводить регулярные проверки действия эмбарго на соответствие требованиям ООН», «расширить полномочия комитетов ООН, разрабатывающих санкции», «увеличить группы экспертов и мониторинговых команд», «улучшить координацию на международном уровне» и «четко определить признаки конфликта и обозначить рамки эмбарго». Необходимо также ввести строгую ответственность для нарушителей эмбарго -- будь то власти или неправительственные организации.
Президент российской Академии проблем геополитики и безопасности профессор Владимир Пирумов заметил «Времени новостей», что решить
проблему поставок оружия можно в рамках национальных законодательств при поддержке ООН. Речь, в частности, идет о введении «всеобщего запрета на поставки оружия стратегического назначения, такого, как ядерные боеголовки и ракеты дальнего действия», а также эмбарго на поставки в страну такого оружия, «которое она не может производить». Контролировать же перемещение вооружений ближнего боя не имеет смысла, поскольку «автоматы и пистолеты производятся почти везде, легально и нелегально».